В Екатеринбург Андрей Малахов приехал, чтобы вместе с Екатериной Варнавой провести шестую Народную премию E1.RU (ежегодная премия для лучшего бизнеса города по версии самих жителей, проходит во многих городах страны). В плотном графике ведущего нашлось время для интервью и журналисты E1.RU поговорили с ним о работе, о том, почему люди ругают, но читают плохие новости, и об истории
— В этом году у меня
— За столько лет вы для себя сформулировали ответ на вопрос, почему людям так интересны грустные и даже печальные истории?
— Почему люди смотрят? Как я считаю, самое главное — это быстро реагировать. Плюс это возможность для людей достучаться и заставить власти на местах как-то реагировать. Хотя на сегодняшний день даже телевидение не может заставить власти что-то делать.
Если цензура накануне вдруг вырезала фамилию мэра из эфира и мы его не назвали и не пропесочили, значит, ему просто повезло. Речь про громкую историю в Каменске-Уральском.
Была реакция, что мэр города валялся в ногах у высшего руководства и обещал, что он сделает свет (имеется в виду уличное освещение в месте, где нашли тело школьницы. — Прим. ред.): «Только, пожалуйста, накануне выборов ничего про нас не говорите и сделайте всё это мягче». А после выборов он подумал, что всё прекратилось и никто вторую часть про маленький город Каменск-Уральский делать не будет. Ну, он ошибается. Всегда в любой криминальной драме есть продолжение.
69 миллионов рублей у них заложено и потрачено на освещение города, как они рапортуют на сайте города. Лампа стоит три тысячи рублей! В результате не скажу, что всё своровано, но реакция таких местных королей, которые решили: «Ну ладно, один раз пронесло накануне выборов, потом как-то завертелось, нас не тронули», разозлила.
И вот в таком режиме живет не только Каменск-Уральский, а 80% страны — «лишь бы нас не тронули, а дальше сами будем пилить бюджеты и решать, где и как всё освещать и кого радовать светом».
Уже не говоря о том, что было бы, если бы отец не подключился и с нашими журналистами не обрыскивал эти камеры. Всё завертелось, когда приехали телевизионщики, и тогда все как-то встрепенулись и поняли, что что-то нужно делать.
Наш разговор сейчас — это всё крик одинокого в пустыне. Но программы на ТВ — это вот как раз та надежда для многих людей, что их услышат, что они могут обратиться, и это какая-то финальная инстанция, которая может помочь.
Наверное, вот этот пример с Каменском-Уральским и показывает, почему люди обращаются и верят в эту программу. Сейчас вот история в Крыму была, где местный бывший депутат сбил людей — три смерти, а местные СМИ вообще об этом не сообщали. В моменте расследования выяснилось, что таких аварий было уже несколько и тоже люди гибли.
— Далеко не везде есть независимые СМИ, которые могут себе позволить о таком писать.
— Да! И в этом, конечно, и есть драма всего происходящего.
— Вы сейчас очень эмоционально рассказывали про историю с мэром Каменска-Уральского, и я вижу, что все эти истории о несправедливости и трагедиях продолжают вас задевать. Но вы ведь их столько выслушали! Как удается не пропускать всё это через себя и не тащить чужие беды в свою жизнь?
— Самое сложное, наверное, — это не тащить домой. Потому что дома ребенок, нужно успеть к нему, пока он не лег спать. И тут нужно либо как-то сдвигать появление дома, потому что, конечно, нужно остыть после всего происходящего.
Но всё равно, мне кажется, главная мысль, к которой я пришел, наблюдая жизнь и в маленьком городе, и в Екатеринбурге, — это то, что бытие определяет сознание.
Если обращаться к моему визиту в Екатеринбург, то я был в офисе РМК. Вот построили они это здание, и все, кто работает внутри, рассказывают, что оно начало преобразование в микрорайоне. Что раньше он был заброшенный, никому не нужен, там ходили какие-то бомжи… Что при строительстве даже не закладывали такое количество парковочных мест, потому что был пустырь и проблем с этим не было. А сейчас там красивая набережная, бум застройки, потому что все хотят быть рядом.
Или пример из моего родного города Апатиты. Там есть памятник Пушкину Зураба Церетели, которому несколько раз отрезали руку, пока горожане его не приняли. И в какой-то момент этот Пушкин преобразил весь парк и народ стал приходить, и для горожан это теперь одно из любимых мест города.
То есть как какой-то объект может изменить инфраструктуру вокруг, сделать жизнь лучше. Но происходит это не сразу. И так, знаешь, во всем.
Вот Народная премия тоже как раз про какие-то точечные истории, которые, понятно, не изменят картину глобально, но, если это кофейня, стоматология, детский сад или бар, где работают профессионалы, они тоже влияют и заставляют людей по-другому себя вести, по-другому мыслить… И наша передача в этом плане такая же точка на карте «добрых дел».