Мужчины гораздо реже обращаются за психологической помощью, чем женщины. Но и они, как взрослые, так и маленькие мужчины, оказываются в кабинете психолога, когда становится совсем невмоготу. Медицинский, практический и перинатальный психолог Виктория Бобылева рассказала шесть историй мальчиков и мужчин, столкнувшихся с проблемами и стереотипами, самостоятельно решить которые они не смогли. Читайте их в материале наших коллег из V1.RU.
Мальчикам тоже нужен психолог
По мнению Виктории Бобылевой, обращаться за помощью к психологу во взрослом возрасте мужчинам мешают убеждения и устоявшееся в социуме поведение «настоящего мужика».
— Мальчикам нужно и важно обращаться за помощью к специалистам. И особенно в детском и подростковом возрасте, — считает психолог Виктория Бобылева. — Потому что мальчики и плачут, и чувствуют, и готовы в отличие от взрослых принимать помощь. Если, конечно, рядом находятся те, кто и слышит, и реагирует, и приводит к психологу. Потому что сами они, скорее всего, не придут. Но мальчики тоже чувствуют! И это надо знать.
Психолог составила типологию тех, кто приводит мальчика к психологу:
- когда обращаются с такими темами, как поведение и оценки, то приводят на прием сыновей папы;
- когда мальчиков волнуют страхи, тревожность и переживания, то звонят, пишут и задают вопросы мамы;
- если у ребенка появляются конкретные вопросы и проблемы, которые они озвучивают, то тогда это становится инициативой ребенка. И неважно, с кем мальчик приходит. «Сам попросился», «Сам сказал, что нужно».
Обращаться за психологической помощью нужно, потому что и мальчики, и девочки склонны к проявлению чувств. Но выражение эмоций зависит от ситуации, воспитания, заочных гендерных ролей и установок.
Виктория Бобылева перечисляет ряд стереотипов, из-за которых мальчики чаще всего не приходят в кабинеты психолога, даже несмотря на существующие проблемы, с которыми можно и нужно справиться:
- «Мальчики не жалуются»;
- «Только девчонки нюни распускают»;
- «Должен быть сильным»;
- «Боятся только девочки»;
- «Проблемы надо решать самому»;
- «Мальчики не плачут».
Успеваемость, оценки и учеба — тема, с которой часто приводят младших школьников. Подростки, парни, студенты тоже обращаются за помощью с этой же темой. Однако причина посещения психологов вытекает из требований быть послушным и учиться хорошо, а часто на одни пятерки. Психолог выделила перечень того, что скрывается за вчерашними и несбывшимися желаниями учиться на пятерки и родительскими ожиданиями:
- тревога, связанная с успешностью в обучении;
- тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний;
- тревога, связанная с оценкой одноклассников и одногруппников;
- тревога, возникающая в ситуациях самовыражения;
- неуверенность, неадекватная (заниженная) самооценка;
- нарушение коммуникации и трудности социализации;
- низкая фрустрационная терпимость.
После приобретения опыта участия в сессиях мальчики понимают, что с ними всё нормально.
— На занятиях они много чего чувствуют, а иногда понимают, что и с чем. Принимают помощь, не обесценивают работу психолога, — объясняет психолог Виктория Бобылева. — Взрослея, мальчики возвращаются с другими запросами. Они не боятся общественного мнения, на насмешки окружающих: «Тебе бы к психологу сходить», уверенно отвечают: «Могу поделиться контактами». Они по-мужски щедро это делают, рекомендуют своего специалиста и девчонкам, и друзьям. А иногда говорят так: «Мне вас приятельница советовала, рекомендовала. Только я не должен называть ее имя». «Имя, конечно, не должен, — говорю я, — и вообще ничего и никому».
Рассказала Виктория Бобылева и шесть историй мальчиков разного возраста. Каждая из них по-своему индивидуальна. И каждая показывает, что мальчики действительно чувствуют и нуждаются в помощи.