В Сети активно обсуждают слухи о том, что у проживающего за границей уфимского рэпера Ивана Дрёмина*, более известного под псевдонимом Face*, могут арестовать имущество в Уфе из-за неоплаченного штрафа. На этом фоне отец музыканта Тимофей дал комментарий Telegram-каналу Mash, из которого следует, что он «старый коммунист и патриот» и категорически отказывается платить по долгам своего сына.
Корреспондент UFA1.RU поговорил с ним и выяснил, что Дрёмин-старший на самом деле решил подшутить над журналистами, устав от постоянных расспросов. Мы спросили Тимофея, что он думает о ситуации на самом деле, как сейчас дела у его сына, а также узнали, почему он уверен, что Face* должен встать в один ряд с такими легендарными уфимскими артистами, как Юрий Шевчук и Земфира**.
«Есть журналисты, которые всё, что угодно напечатают»
Беседа с Тимофеем Дрёминым состоялась, пока он гулял по Уфе. Первым делом отец Face* попросил «не переиначивать его слова» — научен горьким опытом последних дней. Он рассказал, что внимание прессы, свалившееся на него из-за недавних новостей, раздражает.
— Я вообще изначально не в курсе был деятельности Ивана*, что ему назначили штраф в 30 тысяч, за то, что он не указывает в постах, что он иноагент (на самом деле, на рэпере висит штраф за непредоставление финансовых отчетов в Минюст. — Прим. ред.), — поделился Тимофей. — Мне телефон оборвали звонками, я сначала не давал комментариев, потом позвонили, видимо, журналисты Mash, а я был в таком психованном настроении, что решил подурить, понять уровень падения нашей прессы.
Свои слова он вспоминает со смехом — и не верит, что издание опубликовало их всерьез.
— Я стал просто нести всякую чушь: что он (Face*. — Прим. ред.) там во Флориде с Эминемом, что он пишет альбом на исландском языке, — рассказал Тимофей Дрёмин. — Я им говорю: «Ну как могут приставы ко мне прийти, они приходят только по прописке, а он не прописан у меня дома». У меня стояла бутылка «Боржоми», я и сказал: «Вот у меня стоит бутылка и кроссовки Reebok, могу их отдать [приставам]». Стал говорить, что у меня нет денег, что я не работаю, хотя у меня всё хорошо и с работой, и с деньгами.
По словам мужчины, он попросил не публиковать всё это, признавшись в конце телефонного разговора, что просто пошутил. Однако произошло по-другому — и вот уже несколько дней федеральные издания рассказывают о том, что у Face* с отцом какой-то конфликт.
— Представляете, если бы я им сказал, что отец Face* по вечерам заманивает старых бабушек к себе на квартиру, делает из них пельмени и угощает соседей — завтра бы они это написали стопудово. Это полный бред, — сокрушается Тимофей. — Я понял, что есть журналисты, которые всё, что угодно напечатают — и не будут за это отвечать. Я уже не переживаю из-за этого, главное, что меня сыновья понимают.
По словам Тимофея, когда он обсуждал эти публикации с Иваном* и его братом Богданом, они вместе посмеялись над ситуацией.
— Мы просто с Ванюшей* посмеялись, он говорит: «Пап, ты чего дуришь?», я говорю: «Я старый, мне можно», — поделился отец рэпера. — Но сейчас вышла большая статья, с фотографиями, их дальше несет, понимаете? У них там уже [говорится], что я с сыновьями в контрах, что я старый коммунист. Я в шутку просто сказал, когда они спросили, как я отношусь к Путину: «Я его обожаю, как старый коммунист и патриот, я обожаю всех правителей», вот и всё.
По словам Дрёмина, дети сразу поняли, что он сказал это «по приколу», однако некоторые знакомые теперь звонят ему с вопросами и он «вынужден оправдываться».
— Конечно, это бред же — ну как это «старый коммунист», когда у меня бабушка — дочь «врага народа», прадед расстрелян? — сказал Тимофей. — Да и всю жизнь мы были протестные — политзаключенные да по лагерям. Поэтому это смех полный — но кто-то же этому верит, вот в чем соль. Поэтому я максимально честно вам решил всё рассказать.
«Я уверен, он себя не считает иноагентом»
Ситуация со штрафом, признался Дрёмин-старший, до сих пор ему до конца не понятна.
— Смотрите, дело в том, что у Ванюшки* уже было это летом, ему надо было менять паспорт, у него заканчивался, и он оплатил, как законопослушный человек, какой-то штраф летом — какой, я не знаю, — рассказал Тимофей. — У него нет долгов по кредитам, он не брал никакие ипотеки. Я удивился, ему написал — он смеется, говорит: «Пап, это за иноагента, скорее всего». То, что он не указал, что он иноагент.
По мнению отца, Иван* не делает пометок о своем статусе, так как не считает его справедливым (по российскому закону, он обязан маркировать каждую свою публикацию).
— Он не считает себя иноагентом. И я его не считаю иноагентом, я его вот считаю патриотом, — сказал Тимофей. — Я не знаю [насчет нынешнего штрафа], я с Ваней* не говорил на эту тему, он самодостаточная личность, если решит оплатить — оплатит. Он может себе позволить миллион этих штрафов оплатить, но я же за него не могу решать.
Дрёмин-старший также отметил, что вряд ли Иван* будет пытаться через суд оспорить свой статус иностранного агента.
— Он не будет судиться, я уверен, он себя не считает иноагентом, — повторил отец рэпера. — Я не за него говорю, это мое личное мнение. Мне кажется, Иван выше этого.
Тимофей на самом деле гордится своими детьми — дочкой и сыновьями Богданом и Иваном*, рассказал он корреспонденту UFA1.RU.
— Разделяю я их точку зрения или не разделяю, это мое личное дело, но я никогда в жизни не буду делать какую-то семейную драму, ссоры, — сказал он. — У Ивана* есть свое мнение, за что я его всегда уважал — не как сына, а как личность. Он не меняет, как проститутка, своих мнений. Многие музыканты [поменяли мнение], ну вы поняли, о ком я говорю. Один недавно приехал, плакал в колготках стоял, что хочет на Родину, второй вот собирается там через Собчак тоже, уже приедет сто процентов, скорее всего. А у Вани* резкая такая позиция человеческая, он не продается. Ни за сто миллионов, ни за миллиард.
Тимофей признался, что его самого удивляет твердость его сына — и отметил, что Иван* никогда не соглашался на какие-либо уступки.
— И поэтому я своим сыном горжусь, — заключил он. — Богдан такой же. Они мужчины, и я рад, что я воспитал мужчин. Хотя у нас, еще раз говорю, могут быть разные точки зрения. Каждый человек же индивидуален. С чем-то я согласен, с чем-то не согласен, где-то, я считаю, они перегнули, где-то, наоборот, недогнули, но я их точку зрения уважаю, они ее не меняют, и это хорошо в нашем мире.
«Я уверен, что людей просто покупают»
По словам Дрёмина-старшего, Ивану* несколько раз «предлагали продать себя», но он отказался.
— Я очень много знаю, чего вы не знаете, какие ему деньги предлагали, и кто предлагал, и за что, чтобы он просто себя продал, — заявил Тимофей. — Такие деньги — я вам честно скажу, я даже сам бы подумал сто раз, прежде, чем решиться. Я, может, даже бы и продался, вот честно говорю. Я уверен, что людей просто покупают — когда я узнал, какая сумма, я, честно скажу, в своей ситуации от таких денег бы не отказался. А ему это предлагали не один раз, он отказывался просто. И не потому, что они ему не нужны.
Отец рэпера рассказал о другом принципиальном поступке своего сына — релизе острого политического альбома в 2018 году.
— Вспомните [альбом] «Пути неисповедимы» — вы вот не знаете, а у него вообще денег не было тогда, — рассказал Тимофей. — У него оставались там последние сотни тысяч рублей, он рискнул, осознанно на этот шаг пошел, потому что он высказывал свое мнение, говорил то, что он думает, и я горжусь им. Я бы так не смог — потерять такой уровень жизни ради чего-то такого. Это сложно, понимаете?
По словам Тимофея, Иван* и Богдан были твердыми и прямолинейными людьми с детства.
— Богдан изначально стал стоицизмом увлекаться, и сейчас стоиков читает, Ваня* тоже, — отметил отец рэпера. — Он с виду просто такой спокойный, улыбчивый, но у него есть стержень. И у старшего, и у младшего так, это мне нравится в них. Я сам не такой.
Тимофей отметил, что он «просто рад, что они за границей в это время». По его мнению, Иван* сразу же оказался бы за решеткой, если бы попытался сейчас приехать в Россию.
— Всё циклично же в мире, я всё-таки думаю, что они вернутся рано или поздно. Вопрос в том, когда это всё закончится — тогда они и вернутся, — отметил он. — Поэтому ничего такого в этом я не вижу. Я знаю, что только бы он переступил порог Российской Федерации — и его, скорее всего, закрыли бы, с его-то позицией. Повторю, я уважаю его выбор, он взрослый мужчина, у него есть своя точка зрения и он ее кардинально не меняет, не разворачивается на 360 градусов.
Отец созванивается с сыновьями три-четыре раза в неделю — по его словам, у них сейчас всё хорошо и они «живы-здоровы», хоть эмиграция и не дается обоим слишком просто.
— Отъезд, конечно, вынужденный, — сказал Тимофей. — «Быть против власти — не значит быть против Родины, я люблю Россию за запах черной смородины» — золотые слова (приводится цитата из песни Face* «Лабиринт». — Прим. ред.). Он любит очень Россию, он скучает по Уфе, естественно, хотя он этого не говорит, но я это чувствую. Естественно, в эмиграции всегда тяжело. Просто мы этого не ощущали на себе. Я сейчас это понимаю, почитайте Бунина, Набокова, Бродского — там действительно тяжело.
Тимофей добавил, что «не воспринимает Запад как панацею, потому что там тоже есть свои проблемы».
— Сейчас вот Богдан в Финляндии, тяжело ему, правда, тяжело. Ване* полегче, потому что он человек мира, он месяц в Португалии, месяц — в Японии, я даже не успею иногда уследить, где он находится, — рассказал он. — Мы иногда с ним поговорим — он в Финляндии у Богдана, а через неделю с ним списываемся — а он говорит: «Я во Франции».
«Всё равно талантливый человек себя найдет»
По словам Тимофея, сейчас, несмотря на все сложности, музыкальные дела у сына идут хорошо.
— Просто он более осознанно [этим занимается], рассматривает какие-то другие направления, может, какие-то другие языки. Пока он в поиске, — поделился отец музыканта. — Но я думаю, что всё равно талантливый человек себя найдет, рано или поздно что-то сделает. Вон Мирон*** (имеется в виду рэпер Oxxxymiron***. — Прим. ред.) пять лет молчал, потом выдал [альбом] — и все обалдели.
Отец музыканта отнес своего сына к «старой обойме» — российским рэперам, у которых, на его взгляд, есть свой узнаваемый стиль.
— Я считаю такими Ваню*, Pharaoh, Oxxxymiron***, ну Хаски — хотя он и другую позицию поддерживает, всё равно признаю его талант, он молодец, я его лично знаю, — отметил Тимофей. — А вот эти новые все непонятные движения — что читают, кто это? Там текст, как у канарейки, всё сбайтили, всё своровали полностью. Ну, я понимаю, ты изначально можешь байтить, а потом двигаться — все байтили, и Ванька*, и Фарик (имеется в виду рэпер Pharaoh. — Прим. ред.), но потом что-то свое стали делать. Ты, сука, что-то свое сделай! Но они продолжают по три-четыре года на том же ехать, я поражаюсь этому.
Отдельно Тимофей высказался о другом популярном рэпере из Уфы, также находящемся в эмиграции, — Алишере Моргенштерне****.
— Морген****, мне кажется, во всём Ваньку* скопировал — сугубо мое личное мнение, — поделился отец Face*. — Он начинал с блогерства, «Изи Рэп», «песни Face* за пять минут», потом Ваня* набивает татуировки — Морген**** набивает татуировки, Ваня* выпускает рэп — Морген**** идет по его стопам, [копирует] его стиль отмороженного из 2017 года, с которым Ваня* стрельнул. Потом до того дошло, что Ванька* выпускает трек «Прада», у Моргена**** выходит трек «Ne Prada». Смешно уже, наверное, есть комплекс у него.
Вопрос корреспондента UFA1.RU о том, может ли быть так, что Моргенштерн**** просто вдохновляется творчеством земляка, заставил Тимофея задуматься.
— Не знаю, вдохновился или нет, сначала у них были нормальные отношения, но потом просто перестали таковыми быть, — рассказал он. — Потому что в то время один человек корону на себя надел, слишком большую, с алмазами, подумал, что он номер один в России, хотя это далеко не так. Ну и Ваньке* это не понравилось. Это лично мое мнение, не Ивана*, просто взгляд со стороны и мои ощущения.
«Мечтал фитовать с Земфирой**»
В чем Тимофей уверен, так это в том, что в обозримой перспективе его сыновья будут оставаться за границей.
— Богдан тоже музыку пишет, на новом альбоме у Вани* тоже он два трека написал, опять музыкой стал заниматься, — рассказал он. — Богдан очень неплохой музыкант, он с отличием окончил музыкальную школу Сабитовскую (имеется в виду Детская музыкальная школа
Он отметил, что наличие иноагентского статуса некоторыми людьми воспринимается как клеймо, хотя часть людей с ним еще недавно пользовались всеобщим уважением.
— Знаете, мне интереснее всего будет смотреть на то, как, когда всё это поменяется, а рано или поздно это поменяется, так как мир цикличен, люди, которые сейчас их (иностранных агентов. — Прим. ред.) клеймят, будут лизать им зад, — сказал Тимофей. — Мне так интересно просто.
Рассуждая о других известных артистах-иноагентах, отец Face* вспомнил любопытный факт про своего сына.
— Многие не знают, я один раз спросил у Ивана: «А с кем бы ты мечтал фитовать из российских исполнителей», он сказал: «С Земфирой**», — рассказал Тимофей. — Это было давно, может, сейчас что-то и поменялось, но когда я интересовался, он к Земфире** относился с уважением. Я тоже считаю ее очень талантливой, она очень хорошая.
Отец артиста уверен, что востребованность и популярность Face* и не думали угасать.
— Сколько уже было таких разговоров, что «Face* стух», но когда Ваня* приехал сюда (в Уфу. — Прим. ред.) выступать в «Тинькофф холле» в 2021 году, он мог стадион собрать, — поделился мужчина. — Зал был набит, и организаторы сказали, что в первый раз за три года так он был набит. То есть, его (Face*. — Прим. ред.) люди любят, у него есть слушатель, это о многом говорит. У него есть своя база людей, которых он любит, для которых он работает. А вся вот эта пена сойдет со временем. И поэтому я уверен, что когда это всё закончится и ребята приедут, они будут собирать стадионы.
На вопрос о том, когда, на его взгляд, наступит такой момент, Тимофей ответил философски.
— Некрасов писал: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе». Надо бы, конечно, изменить это положение, — сказал он. — Вообще, вспоминаю классику, Салтыкова-Щедрина, помните? «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют», так и здесь. Но будем надеяться на лучшее.
Дрёмин-старший уверен, что его сын обязательно будет легендой наравне с другими известнейшими уфимскими музыкантами.
— Простой парень из простой уфимской семьи пробился и не сломался, не поддался. Я правда считаю, что он будет легендой Уфы наравне с Шевчуком и Земфирой***, — сказал он. — Уже и сейчас, в принципе, так. Всегда, кого называют: Шевчука, Земфиру**, Моргенштерна**** и Ваню*. Моргена**** я не понимаю, не воспринимаю как личность: это просто шоумен, который сделал бабки. Но я по-своему тоже уважаю его. Человек просто вот так устроен, я его не осуждаю ни в коем случае, я Алишера**** тоже знаю, мы знакомились, пообщались немного — парень вроде добрый, хороший. Просто такой стиль жизни у него.
При этом отец Face* признался, что не верил в мечту сына, когда тот только начинал свой путь в рэпе.
— Для меня Ваня* — уже легенда. Я, честно говоря, не верил, когда он начинал читать рэп, [что у него получится], говорил: «Иди учись и работать», — рассказал Тимофей. — А потом смотрю — он прям уверенно [идет к успеху]. Мне что особенно нравится, он был прям уверен, что он станет рэпером российского уровня. Он мне говорил: «Я буду, вот ты увидишь, пап, я буду». Когда ты действительно веришь во что-то, это получается, и он прямо шел, как танк. И за это я тоже уважаю его, молодец. Ни шагу назад, не оборачиваясь, только вперед и вперед. А сейчас он просто уже занимается самосовершенствованием, самообразованием.
Беседу с корреспондентом UFA1.RU Тимофей Дрёмин завершил мыслью о самом главном.
— В общем, я сыновей люблю, сыновей защищаю и за них стоять буду, — сказал он.
* 8 апреля 2022 года Минюст РФ включил в список иностранных агентов рэпера Ивана Дрёмина (Face).
** 10 февраля 2023 года Минюст РФ включил в список иностранных агентов певицу Земфиру Рамазанову.
*** 7 октября 2022 года Минюст РФ включил в список иностранных агентов рэпера Мирона Фёдорова (Oxxxymiron).
**** 6 мая 2022 года Минюст РФ включил в список иностранных агентов рэпера Алишера Моргенштерна.