Легенды о ценнейших артефактах и потаенных сокровищах всегда привлекают внимание людей, а для уфимцев слово «клад» имеет особый смысл: речь идет о сокровищах Емельяна Пугачева, который тот якобы спрятал где-то на территории Поволжья и Урала. Точное место, как водится, неизвестно, да и доказательств, что он впрямь существует, немного. UFA1.RU попытался разобраться в старинной легенде и пообщался с краеведами, чтобы внести в эту историю ясность.
Повозки с золотом и несметные богатства
Середина 1770-х годов. Беглый казак Емельян Пугачев поднимает масштабное восстание, которое выливается в Крестьянскую войну. К нему примыкают башкиры, татары, калмыки, чуваши, казахи, уральские заводские рабочие. Пугачев ведет яицких казаков через Оренбуржье, Урал, Прикамье, Сибирь… Разоренных городов позади уже немало, как и обозов с золотом, серебром и прочими ценностями. Чем больше населенных пунктов, крепостей и заводов подчиняются Пугачеву, тем тяжелее эти обозы. Идти дальше становится всё труднее.
В голове проносится мысль: «Нужно спрятать всё это». Но куда? Вариантов на самом деле немало: хорошо защищенные пещеры, подземные водоемы или очень глубокие озера. В любое из этих мест в разных частях России можно аккуратно загнать обоз и сделать всё для того, чтобы никому никогда в жизни не пришло в голову, что за камнями или под толщей воды спрятан настоящий клад.
Хорошо, но какое выбрать место? Под Уфой? В Белорецке? Близ Оренбурга? А может, и вовсе бочки с золотом и серебром лежат на дне озера Тургояк в Челябинской области?
Предпочел ли Пугачев какое-либо из этих мест, стоял ли вообще перед ним подобный выбор и существовали ли какие-либо повозки, сундуки и бочки с ценностями — неизвестно никому. Со времен Крестьянской войны и Пугачевского восстания прошло почти 250 лет, но попытки найти таинственный клад некоторые энтузиасты не оставляют.
Примерно в таком виде можно найти гуляющую по различным интернет-сайтам легенду о кладе Емельяна Пугачева, который он якобы схоронил где-то на территории Башкирии. Многие понимают: эта история слишком мифологизирована, но у сторонников существования сокровищ есть свои аргументы — якобы неподалеку от Уфы люди находили различные древние монеты, и они могут быть частью тех самых сокровищ.
— Помню отголоски этой истории с кладом, как раз с 1977-го по 1983-й мы жили на перекрестке Кирова и Цюрупы в доме «Трансагентство», — делится пользовательница соцсети «ВКонтакте». — Моя школьная подружка жила в коммуналке, в комнате, где жил сам Цюрупа, революционер. Помню, как мы, сидя у большой неработающей печи, мечтали, что мы простучим стены или вскроем какую-нибудь половицу и вдруг найдем там клад. Мысли о кладах в то время, видимо, витали в воздухе.
«Паши не паши — гор не заработаешь»
Со всеми вводными данными мы обратились к уфимским краеведам, чтобы разгадать тайну клада Пугачева. Мы их очень сильно рассмешили, а некоторых даже разозлили.
— Меня много лет достают с картами по теме клада Пугачева, но меня эта тема совсем не интересует, — вздыхает историк Анатолий Чечуха.
Краевед Янина Свице пощадила нас, малахольных, и спокойно объяснила, что в научном сообществе история с кладом Пугачева давно воспринимается как шутка.
— С кладом такая история, что Пугачев даже в Уфе-то не был. Город осаждали, да, но он сам сюда не приезжал, а значит, он не мог ничего спрятать здесь. Это же логично, — говорит Свице. — По всему Поволжью гуляет слух о пугачевском и разинском кладах, но фактами они не подкреплены.
Среди людей, которые считают, что клад всё-таки существует, бытует мнение, что с сокровищами Пугачева связаны вообще все драгоценности и артефакты, которые находят на территории Башкирии. Такие мнения бытуют среди обывателей уже не первое десятилетие, и об этом высказался доктор исторических наук Михаил Роднов.
— Про клад Пугачева в источниках нет никакой информации. В первой половине XIX века ходило много легенд о сокровищах, — говорит ученый. — Это связано с тем, что в сельском обществе человек не мог разбогатеть при помощи обычного труда. Как говорится, паши не паши — гор не заработаешь. Клады тогда были единственным способом разбогатеть.
Историк добавил, что 200 лет назад людям удавалось нажиться даже не на поисках клада, а на создании видимости, что сокровища существуют.
— Были старушки, которые за деньги мелким чиновникам «раскрывали тайну» и говорили: «Я прочитаю молитву, и тогда тебе откроется пещера», — смеется Роднов. — Самая известная легенда — что клад якобы находится в Черкалихинском овраге, под памятником Салавату Юлаеву. Там пещера, которую засыпали и закрыли решетками, но есть поверье, мол, нужно прийти туда в день Ивана Купалы, зайти в пещеру, и из озера в ней выплывет лодка, полная золота. Конечно, это просто поверье.
Такую легенду Роднов назвал классическим уральским сказом — похожие фантастические истории ему рассказывали товарищи из Екатеринбурга, и некоторые видят их подтверждение в археологических находках вроде старинных момент. Историк говорит, что эти вещи не имеют между собой настоящей связи.
— У нас находили монеты, когда копали искусственное русло реки Дёмы. Это были русские монеты времен
Другие случаи, которые сработали на легенду о кладе, были связаны с раскопками курганов и других захоронений, а в некоторых случаях люди сами прятали свои ценные вещи, а потом забывали, куда именно положили «сокровища».
— Когда строили наместнический дом в 1782 году, там разрыли курган, где были богатые золотые украшения, их потом отправили