Мы продолжаем знакомить вас с башкирской мифологией. В предыдущей статье рассказывали о зловещей многоголовой змее аждахе, а сегодня поговорим про одного из самых популярных отрицательных героев старинных сказок нашего региона — демона дейеү (дэва). Этот персонаж роднит башкирский фольклор с культурами других народов, однако в Башкирии имеет свои характерные особенности. Вот что о нем рассказывают исследователи.
Как выглядят дэвы и чем они опасны
Дейеү, он же дэв, див или дию — наиболее распространенный персонаж башкирских сказок, отмечает доктор филологических наук Гульнур Хусаинова. В предложенном ею делении второстепенных сказочных героев на антагонистов и помощников героя он относится к первой категории наряду с аждахой, юхой и другими существами. Сразить его может только настоящий батыр, а душа его всегда находится вне тела — чаще всего в яйце, которое хранится в сундуке в труднодоступном месте.
Образ и название демона, согласно «Мифологическому словарю башкирского языка» лингвиста Фирдаус Хисамитдиновой, восходит к иранской мифологии. Такие же сверхъестественные человекоподобные существа встречаются не только в тюркских, но и в славянских, грузинских, армянских сказках и мифах. В каждой из них поведение и образ дэва немного отличаются. Башкирская версия демона вредит людям, в ряде сказок даже ежедневно требует отдавать одну девушку на съедение.
Портретная характеристика дэва в наших сказках встречается редко, однако в сознании народа это волосатый безобразный великан, обладающий большой физической силой, что в том числе может проявляться в его многоглавости. Фольклорист Розалия Султангареева указывает на то, что сила дэва зависит от количества его голов, которых может быть 3, 6, 9 или даже 12. Редко встречаются также демоны с 24, 25, 70 и 75 головами, что роднит их с аждахой.
Несмотря на все эти особенности, дэв у тюркских народов обычно является человекоподобным существом — это отличает его от собрата из, например, грузинской мифологии, который обладает чертами животного, отмечает татарский исследователь Ленар Жамалетдин.
Дэвы обитают вдали от людей: за Каф-тау (высокой горой на краю света), на небесах, под землей или под водой, как падишах дэвов Азрака в эпосе «Урал-батыр». Впрочем, иногда они встречаются и в поселениях, например на дне колодцев. Они могут хватать за бороду пьющих воду людей и требовать от них выкуп, не отпуская, пока человек не даст обещание под угрозой гибели.
Часто эти демоны владеют большими богатствами, умеют перевоплощаться в бурю, курицу, старуху, иголку и других существ и предметы. Дэвы съедают людей или держат их в плену, крадут скот, похищают девушек, требуя жениться на них.
Как ведут себя дэвы и можно ли их перехитрить
Демон может вести себя по-разному. Жамалетдин выделяет шесть основных разновидностей дэва в татарских сказках: похититель, выкупщик, колдун (учитель), слуга, глупый и помощник героя. По мнению Хусаиновой, эти же типажи характерны и для башкирского фольклора с небольшими отличиями. Например, вместо дэва-выкупщика также встречаются аджаха, убыр, волк, старик и другие персонажи, а дэв-колдун не только обучает мальчика способам колдовства, но и заманивает героя в ловушку, используя в качестве приманки свою дочь.
Образ дэва-слуги встречается, например, в башкирской сказке «Старик и дэв». По ее сюжету пожилой бедняк, возвращаясь с поля, где собирал яйца, встречает демона, который грозиться его съесть. Старик решает перехитрить его и предлагает помериться силами — у кого получится выдавить желтую воду из камня, тот другого и съест.
Главный герой раздавливает яйцо, а дэв пытается выдавить желтую воду из обычного камня, но не может. Проиграв спор, демон пугается и предлагает старику золото, чтобы тот его не ел. Вместе они идут в избу, где дэв живет со своей матерью. Там они чаевничают, а когда старик ложится спать, дэв пытается зарубить его топором.
Однако сообразительный главный герой заранее заворачивает в зипун бревно, а сам прячется. После того как демон уходит, он спускается к нему как ни в чем не бывало и требует свой выкуп. Напуганный неуязвимостью старика дэв предлагает ему взять столько золота, сколько он хочет, однако старик заявляет, что его сила позволяет унести с собой всё добро демона, а потому пусть он сам возьмет столько, сколько сможет унести.
Обманутый дэв несет золото в дом к старику, тот просит старуху приготовить махан — якобы из мяса других дэвов, а если не хватит, то сварить и гостя. Услышав это, тот пугается и сбегает, побросав ценности. В конце сказки дэв встречает лису, которая смеется над ним и говорит, что легко расправится со стариком. Они вместе идут в его избу, однако тот встречает животное словами «рад, лиса, что тащишь мне долг, отблагодарить хочешь». Демон обижается, убивает лису и убегает. Старик забирает шкуру лесного зверя.
В башкирской сказке «Девушка, егет и дэв» можно обнаружить распространенную вариацию на тему выяснения секрета бессмертия демона. По сюжету юноша приходит в дом к одной девушке, чтобы наняться в работники, а когда она уезжает навестить мать, из любопытства освобождает заточенного в клетке дэва, который начинает хозяйничать в ее доме.
Вернувшись, она пытается выяснить, где хранится душа демона. Сперва дэв обманывает ее, говоря то что она в столбе в бане, то что она в венике. Девушка просит молодого человека принести эти предметы, якобы для того, чтобы душа демона не валялась в бане. В конечном итоге он признаётся, что на самом деле его душа спрятана в двух яйцах в ящике на дне озера.
Как отмечает исследователь Жамалетдин, дэв в сказках поначалу часто отказывается раскрывать свой секрет и обманывает, но потом, когда героини втираются к нему в доверие, рассказывает им правду. Это и позволяет победить существо. В сказке «Девушка, егет и дэв» юноша в ходе странствий и после серии испытаний находит тот самый ящик и в итоге убивает демона, а девушка становится его женой.
Что означает образ дэвов в башкирской культуре
Дэвы встречаются в эпосах «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Урал-батыр». В последнем эти демоны прислуживают брату Урала Шульгену, как и другие темные сущности. При этом в фольклоре встречаются и демоны, которые помогают главным героям.
Дэвы как мифологические персонажи наиболее распространены среди узбеков, а у других тюркских народов эти демоны чаще выступают как герои сказок. По мнению Жамалетдина, эти персонажи в фольклоре заменили других потусторонних сущностей, выступавших антагонистами в сказочных сюжетах, став символом зла и загробного мира.
Дэвы являются противниками юных героев в процессе их инициации, превращения во взрослых, а еще отражают традиционные дуалистические воззрения народа, в которых добро борется со злом, порядок — с хаосом, а жизнь — со смертью, указывает кандидат философских наук Закирьян Аминев.
Хусаинова отмечает, что образ дэва нашел свое отражение в бытовом общении башкир. В качестве примера она приводит выражения «дейеү кеуек ҡыҙыу» и «дейеү кеүек здарауай» («горячий, как дэв» и «здоровый, как дэв»), которые используются по отношению к вспыльчивым и сильным людям соответственно.
Если вы считаете себя экспертом в башкирской мифологии, проверьте себя в нашем сложном тесте про местный фольклор.