Пьешь из колодца, а он хватает за бороду: рассказываем о жутком демоне из башкирских сказок

Изображение дэва, сгенерированное по описанию нейросетью Leonardo.Ai

Поделиться

Мы продолжаем знакомить вас с башкирской мифологией. В предыдущей статье рассказывали о зловещей многоголовой змее аждахе, а сегодня поговорим про одного из самых популярных отрицательных героев старинных сказок нашего региона — демона дейеү (дэва). Этот персонаж роднит башкирский фольклор с культурами других народов, однако в Башкирии имеет свои характерные особенности. Вот что о нем рассказывают исследователи.

Как выглядят дэвы и чем они опасны

Дейеү, он же дэв, див или дию — наиболее распространенный персонаж башкирских сказок, отмечает доктор филологических наук Гульнур Хусаинова. В предложенном ею делении второстепенных сказочных героев на антагонистов и помощников героя он относится к первой категории наряду с аждахой, юхой и другими существами. Сразить его может только настоящий батыр, а душа его всегда находится вне тела — чаще всего в яйце, которое хранится в сундуке в труднодоступном месте.

Образ и название демона, согласно «Мифологическому словарю башкирского языка» лингвиста Фирдаус Хисамитдиновой, восходит к иранской мифологии. Такие же сверхъестественные человекоподобные существа встречаются не только в тюркских, но и в славянских, грузинских, армянских сказках и мифах. В каждой из них поведение и образ дэва немного отличаются. Башкирская версия демона вредит людям, в ряде сказок даже ежедневно требует отдавать одну девушку на съедение.

Изображение демона на картине «Дию» художника Александра Костина

Изображение демона на картине «Дию» художника Александра Костина

Поделиться

Портретная характеристика дэва в наших сказках встречается редко, однако в сознании народа это волосатый безобразный великан, обладающий большой физической силой, что в том числе может проявляться в его многоглавости. Фольклорист Розалия Султангареева указывает на то, что сила дэва зависит от количества его голов, которых может быть 3, 6, 9 или даже 12. Редко встречаются также демоны с 24, 25, 70 и 75 головами, что роднит их с аждахой.

Несмотря на все эти особенности, дэв у тюркских народов обычно является человекоподобным существом — это отличает его от собрата из, например, грузинской мифологии, который обладает чертами животного, отмечает татарский исследователь Ленар Жамалетдин.

Миниатюра «Тахмурас побеждает дивов» из персидской «Книги царей»

Миниатюра «Тахмурас побеждает дивов» из персидской «Книги царей»

Поделиться

Дэвы обитают вдали от людей: за Каф-тау (высокой горой на краю света), на небесах, под землей или под водой, как падишах дэвов Азрака в эпосе «Урал-батыр». Впрочем, иногда они встречаются и в поселениях, например на дне колодцев. Они могут хватать за бороду пьющих воду людей и требовать от них выкуп, не отпуская, пока человек не даст обещание под угрозой гибели.

Часто эти демоны владеют большими богатствами, умеют перевоплощаться в бурю, курицу, старуху, иголку и других существ и предметы. Дэвы съедают людей или держат их в плену, крадут скот, похищают девушек, требуя жениться на них.

Как ведут себя дэвы и можно ли их перехитрить

Демон может вести себя по-разному. Жамалетдин выделяет шесть основных разновидностей дэва в татарских сказках: похититель, выкупщик, колдун (учитель), слуга, глупый и помощник героя. По мнению Хусаиновой, эти же типажи характерны и для башкирского фольклора с небольшими отличиями. Например, вместо дэва-выкупщика также встречаются аджаха, убыр, волк, старик и другие персонажи, а дэв-колдун не только обучает мальчика способам колдовства, но и заманивает героя в ловушку, используя в качестве приманки свою дочь.

Образ дэва-слуги встречается, например, в башкирской сказке «Старик и дэв». По ее сюжету пожилой бедняк, возвращаясь с поля, где собирал яйца, встречает демона, который грозиться его съесть. Старик решает перехитрить его и предлагает помериться силами — у кого получится выдавить желтую воду из камня, тот другого и съест.

Главный герой раздавливает яйцо, а дэв пытается выдавить желтую воду из обычного камня, но не может. Проиграв спор, демон пугается и предлагает старику золото, чтобы тот его не ел. Вместе они идут в избу, где дэв живет со своей матерью. Там они чаевничают, а когда старик ложится спать, дэв пытается зарубить его топором.

Однако сообразительный главный герой заранее заворачивает в зипун бревно, а сам прячется. После того как демон уходит, он спускается к нему как ни в чем не бывало и требует свой выкуп. Напуганный неуязвимостью старика дэв предлагает ему взять столько золота, сколько он хочет, однако старик заявляет, что его сила позволяет унести с собой всё добро демона, а потому пусть он сам возьмет столько, сколько сможет унести.

Обманутый дэв несет золото в дом к старику, тот просит старуху приготовить махан — якобы из мяса других дэвов, а если не хватит, то сварить и гостя. Услышав это, тот пугается и сбегает, побросав ценности. В конце сказки дэв встречает лису, которая смеется над ним и говорит, что легко расправится со стариком. Они вместе идут в его избу, однако тот встречает животное словами «рад, лиса, что тащишь мне долг, отблагодарить хочешь». Демон обижается, убивает лису и убегает. Старик забирает шкуру лесного зверя.

Трехголовый дэв на иллюстрации Виктории Ватолиной для книги «Сказки народов России. Башкирские народные сказки» издательства «БХВ»

Трехголовый дэв на иллюстрации Виктории Ватолиной для книги «Сказки народов России. Башкирские народные сказки» издательства «БХВ»

Поделиться

В башкирской сказке «Девушка, егет и дэв» можно обнаружить распространенную вариацию на тему выяснения секрета бессмертия демона. По сюжету юноша приходит в дом к одной девушке, чтобы наняться в работники, а когда она уезжает навестить мать, из любопытства освобождает заточенного в клетке дэва, который начинает хозяйничать в ее доме.

Вернувшись, она пытается выяснить, где хранится душа демона. Сперва дэв обманывает ее, говоря то что она в столбе в бане, то что она в венике. Девушка просит молодого человека принести эти предметы, якобы для того, чтобы душа демона не валялась в бане. В конечном итоге он признаётся, что на самом деле его душа спрятана в двух яйцах в ящике на дне озера.

Как отмечает исследователь Жамалетдин, дэв в сказках поначалу часто отказывается раскрывать свой секрет и обманывает, но потом, когда героини втираются к нему в доверие, рассказывает им правду. Это и позволяет победить существо. В сказке «Девушка, егет и дэв» юноша в ходе странствий и после серии испытаний находит тот самый ящик и в итоге убивает демона, а девушка становится его женой.

Что означает образ дэвов в башкирской культуре

Дэвы встречаются в эпосах «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Урал-батыр». В последнем эти демоны прислуживают брату Урала Шульгену, как и другие темные сущности. При этом в фольклоре встречаются и демоны, которые помогают главным героям.

Дэвы как мифологические персонажи наиболее распространены среди узбеков, а у других тюркских народов эти демоны чаще выступают как герои сказок. По мнению Жамалетдина, эти персонажи в фольклоре заменили других потусторонних сущностей, выступавших антагонистами в сказочных сюжетах, став символом зла и загробного мира.

Картина Рушана Шамсутдинова «Урал-батыр против гигантского дива»

Картина Рушана Шамсутдинова «Урал-батыр против гигантского дива»

Поделиться

Дэвы являются противниками юных героев в процессе их инициации, превращения во взрослых, а еще отражают традиционные дуалистические воззрения народа, в которых добро борется со злом, порядок — с хаосом, а жизнь — со смертью, указывает кандидат философских наук Закирьян Аминев.

Хусаинова отмечает, что образ дэва нашел свое отражение в бытовом общении башкир. В качестве примера она приводит выражения «дейеү кеуек ҡыҙыу» и «дейеү кеүек здарауай» («горячий, как дэв» и «здоровый, как дэв»), которые используются по отношению к вспыльчивым и сильным людям соответственно.

Если вы считаете себя экспертом в башкирской мифологии, проверьте себя в нашем сложном тесте про местный фольклор.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts