Кубки, медали и сотни игр в плей-офф — то, чего им не занимать. Мы поговорили с защитником Евгением Бирюковым и нападающими Николаем Кулеминым — одними из самых возрастных игроков «Салавата Юлаева». Через призму их опыта мы обсудили, как за 15–20 лет изменились хоккей и молодежь, какую роль они играют в перестройке клуба и что значат для коллектива, что они с годами изменили в подготовке и какие жизненные уроки извлекли.
А еще Бирюков, Кулемин и Тимкин составили символические сборные России нулевых и двадцатых и сказали, кто бы выиграл. Сегодня, 23 января, публикуем интервью с тремя опытными хоккеистами на UFA1.RU.
— Как меняется с годами роль в раздевалке?
Бирюков. Чем старше становишься, тем более значимой становится роль. В наши обязанности входит и помогать молодым игрокам, и вливаться новым ребятам. Подсказывать и показывать своим примером не только на льду, но и в быту, показывать в тренировках, в отношении к работе. Чтобы ребята видели, что это не только на словах, но и на деле. Я думаю, это самое главное.
Евгений Бирюков: 37 лет, защитник. Золото ЮЧМ, серебро МЧМ, серебро и золото ЧМ. Чемпион России — 2007. Обладатель Кубка Гагарина — 2014, 2016. Рекордсмен по числу игр в КХЛ. Лучший «плюс-минус» плей-офф 2016-го, лидер по блокшотам 17/18. 178 игр в плей-офф Кубка Гагарина.
Кулемин. Когда ты приходишь молодой, стараешься смотреть на более взрослых ребят, что они делают, как они себя ведут. Приходит момент, когда набираешься опыта, начинаешь сам на себя брать эту роль. Стараешься в нужный момент подсказывать ребятам на тренировках, на играх. Тренеры в какие-то моменты советуются. Видишь, что они хотят от команды, и стараешься перенести это, помочь команде быть более сплоченной.
Тимкин. С годами роль немножко меняется. Действительно, где-то к моему слову прислушивается молодежь, и я сам хотел бы передать опыт молодым игрокам, научить. В свое время мне так же передавали опыт. Получается такой замкнутый цикл.
— «Салават» проходит перестройку. Какую роль тут должны сыграть опытные игроки, что вы должны вносить?
Бирюков. Отчасти я ответил. У всех ребят, кто постарше, много опыта, много кубков. Задача — доносить до ребят какие-то моменты и в ментальном плане, и в принципе, что и как нужно делать. На своем примере это показывать.
Безусловно, в коллективе нужен «дядька». Когда мы росли и входили в коллектив, в первой команде [магнитогорского «Металлурга«] были такие игроки, как Игорь Королев, Дмитрий Юшкевич, Владислав Бульин, Равиль Гусманов. Что и как они делают в каких ситуациях в быту и в играх — смотришь на них и учишься. Не только когда они тебе говорят. Говорить можно что угодно, но нужно и на деле показывать.
Кулемин. Должен быть правильный сплав из молодых и более возрастных ребят. Они уже проходили через разные тяжелые ситуации и знают, как с ними справляться. На своем примере нужно показывать, как готовиться к тренировкам, играм, выходить каждый день и выкладываться. Молодежь не может этому просто так научиться и быть готовой сразу.
Николай Кулемин: 37 лет, крайний нападающий. Золото ЮЧМ, серебро МЧМ, бронза, два серебра и два золота ЧМ. Чемпион России — 2007. 10 сезонов в НХЛ. 72 игры за сборную на ЧМ, Олимпиаде-2014 и Кубке мира — 2016.
Тимкин. Самое главное — чтобы был хороший коллектив, чтобы не было никаких недопониманий в команде. Чтобы все были заряжены на единую цель — выиграть Кубок. У нас сейчас собрался хороший коллектив, у нас есть все шансы.
— Стали ли вы чаще давать рекомендации по технике, игре, психологии молодым игрокам, стали ли к вам чаще обращаться с советом? Чему вы сами можете научиться у другого поколения?
Бирюков. Я считаю, если человек спрашивает, значит, ему это надо. Безусловно, нужно давать совет. Всё, что у нас есть, весь опыт — конечно, надо передавать ребятам. Иначе не знаю, зачем это всё нужно. Тем самым ты делаешь ребят сильнее, и в коллективе налаживаются отношения.
Самое главное — тяжелые ситуации. Нужно знать, как из них выкарабкиваться. На протяжении всей карьеры многие ребята, которые постарше, проходили через эти ситуации десятки раз. Всё ровно в сезоне, в играх, никогда не бывает. В любом случае бывают спады и провалы.
Спрашивают по игровым ситуациям, подготовке, ментальному состоянию.
Когда ты перестаешь учиться — ты останавливаешься. Сейчас молодые ребята умеют делать такие вещи, которые, наверное, мы в принципе никогда не умели. В плане техники, катания — нынешнее поколение, считаю, лучше оснащено технически, чем мы, когда начинали.
Кулемин. Ребята стали чаще подходить и спрашивать, но многие все-таки стесняются. Надо где-то самому проявлять инициативу, когда видишь, что что-то не получается: подойти, подсказать, поддержать. Я думаю, наша роль заключается в том, чтобы направить их в правильное русло.
Спрашивают, как раньше делали, как чувствовали себя в команде, какие были отношения с тренерами, как себя вести, как начать забивать, как прервать неблагоприятные серии.
Ребята, может быть, более техничные стали. Больше возможностей для тренировок, больше льда, появились специализированные бросковые зоны. Сейчас уже научиться чему-то тяжело, больше смотришь на то, что нужно делать, чтобы попасть в лигу и быть более конкурентоспособным.
Тимкин. По игровым вопросам, тактическим действиям, молодежь, наверное, больше прислушивается к тренерскому штабу. Если обращаются — никогда не отказываю, всегда стараюсь подсказать, чему-то научить ребят. В бытовом плане надо немного помогать молодежи: как действовать в быту, как себя вести в общественных местах, в гостинице. Нет предела совершенству, я тоже перенимаю у них опыт, учусь каким-то действиям, подсматриваю. Хоккей прогрессирует, можно что-то новое для себя почерпнуть.
Евгений Тимкин: 33 года, крайний нападающий. Обладатель Кубка Гагарина — 2014, 2016. Лидер по силовым приемам плей-офф 2016-го. Приз «Железный человек» — 17/18. 134 игры в плей-офф Кубка Гагарина.
— Молодые игроки сейчас и 15–20 лет назад — чем они отличаются?
Бирюков. Сейчас и хоккей стал совсем другим, требования другие. В плане техники народ должен быть более оснащен, чем в наши годы. В ментальном плане молодежь чуть-чуть другая стала. Те методы, которые работали с нами, сейчас не совсем подходят.
Кулемин. Поменялась психология. Хоккей стал более профессиональным. Все готовятся летом. Всем нужно отдавать все свои силы хоккею и восстановлению между тренировками и подготовке.
Тимкин. Конечно, отличия есть, тут вопросов нет. Мне кажется, мы росли в более суровых условиях. Более возрастные игроки нам меньше спуску давали, сейчас всё по лайту. Время покажет, как более правильно, но, наверное, более равное общение — это нормально.
— Какой бы совет вы дали себе 20-летнему?
Бирюков. Более четко и профессионально относиться к своему организму. Сейчас все следят за своим питанием, подготовкой. Сейчас ты приходишь до тренировки за час-полтора, ты должен быть готов: размятым, подготовленным. Раньше такого, наверное, и не было. Всё движется вперед. В клубы начали приходить профессиональные тренеры по ОФП. Раньше были только тренеры на льду, они же занимались подготовкой в зале. Сейчас в каждом направлении есть свой тренер. Есть диетологи, реабилитологи, тренеры по фитнесу.
Наверное, четче относиться к организму. А так, всё более или менее хорошо сложилось в моей карьере. Значите, более или менее правильно всё делал.
Кулемин. Я доволен тем, как сложилась моя карьера. Нет какого-то совета. Я всегда был целеустремленным, старался добиваться максимума, в каждой тренировке выкладываться. У меня была цель, к которой я шел. Главный совет ребятам: верить в себя и добиваться своей цели. Даже когда не получается, просто выкладываться, и потом всё получится.
Тимкин. Сейчас очень много говорится о правильном питании и отношению к тренировкам. Если бы 20 лет назад я бы знал, как более правильно питаться, была более развита литература в этом направлении, я бы что-то изменил.
— Несколько общих советов современным молодым игрокам. Что им нужно понять как можно раньше?
Бирюков. Когда ты приходишь в первую команду и тебе дают шанс — надо делать всё, чтобы зацепиться за этот шанс. Бывают люди, которые попадают в первую команду и думают, что у них удача в кармане, они достигли всего. Но такое, к сожалению, заканчивается не очень хорошо. Игроки не справляются с этим и остаются на одном уровне. Нужно учиться, двигаться. То, что ты достигал, тренировался, готовился, — всё сводится к этому шансу. Нужно к этому очень серьезно подготовиться.
Кулемин. Нужно понимать, что взрослый и детский хоккей очень сильно отличаются. Надо играть именно во взрослый хоккей и выполнять установку тренера, что они очень ценят. Они видят, как игрок обучается. Обучаемость игрока оказывает очень большое влияние на то, когда он начнет играть, когда его начнут использовать во взрослой команде. Для некоторых переход бывает очень сложным. Цена ошибки, цена принятого решения возрастают.
Тимкин. Прежде всего — работать над собой, развиваться как хоккеист и не забывать о человеческом факторе. Быть хорошим, порядочным человеком. Тогда всё получится.
— Как вы изменили свою подготовку с годами? Возможно, отказались от каких-то нагрузок, добавив другие, изменили анализ сыгранных матчей?
Бирюков. Не всё резко, всё постепенно, с опытом. Прислушиваешься к организму, общаешься с профессионалами своего дела. Уже знаешь, что организму нужно — где-то дать отдохнуть, где-то, наоборот, добавить. Понятно, что сейчас подготовка отличается от той, что была 20 лет назад.
Кулемин. Меньше стал отдыхать летом. Это само собой произошло. Каждое лето всё раньше и раньше начинал тренироваться. В последние годы, можно сказать, не заканчивал. Две-три недели — небольшие перерывы на отдых с семьей, поездки, а остальное время продолжаешь тренироваться, чтобы не потерять форму, чтобы легче было выходить на свой максимум к началу сезона.
Тимкин. На протяжении всей карьеры очень много анализируешь, пересматриваешь свою подготовку. И питание, и подготовку к сезону. Потихоньку эволюционируешь. Очень сильно поменял питание, от него очень много зависит. Полностью от сахара не отказался, но очень сильно уменьшил потребление. Полностью отказался от майонеза, подобных продуктов. В «Салавате» все игроки отказались от выпечки и колы на арене. От предсезонки зависит, как ты будешь играть весь сезон, в каком физическом состоянии. Это большая работа, это разговор не на пять минут.
— Вы замечаете за собой, что на площадке или в тренировках становится тяжелее, сказываются накопленные травмы, падает скорость, реакция?
Бирюков. Конечно, это есть, это всё равно физиология. Ты стараешься любыми путями этого избежать, делать так, чтобы это не сказывалось на площадке.
Кулемин. Тяжелее, когда бывают травмы, приходится восстанавливаться. Я бы не сказал, что тяжелее по скорости. Это зависит от тебя самого, насколько хорошо ты готовишься. В хорошей форме можно оставаться долгие годы, успевать за скоростями.
Тимкин. Мы не молодеем, это всё сказывается. Но в то же время мы продолжаем работать над этим точечно и стараемся, чтобы скорость терялась как можно меньше.
— Что меняет приобретенный опыт? Считается, что с возрастом игрок лучше «читает» площадку, становится более ментально устойчивым, меньше нервничает.
Бирюков. Столько лет ты провел в этом спорте — в любом случае, на ошибках учишься. Всё прогоняешь через себя. Было много и поражений, и завоеванных кубков. Ты уже знаешь, как к тому или иному процессу или ситуации подходить, ты это уже проходил много раз. Вырабатывается стратегия.
Кулемин. Меняется понимание игры. Многие моменты повторяются, делаешь выводы, многое уже потом делаешь на автоматизме. Проходишь через игры, которые вытаскиваются в последние секунды. С возрастом понимаешь, что каждая минута, каждая секунда может изменить исход игры. Это помогает спокойнее относиться к этому. Команда начинает проигрывать, но ты всё равно веришь, что всё можно перевернуть. Главное — верить в себя и своего партнера.
Тимкин. Согласен. Психологическая подготовка — это тоже немаловажно. С возрастом многое пересматриваешь. Более здравое отношение к каким-либо неудачам, лучше принимаешь это: ты же это уже проходил. Ты же уже выбирался из этих ситуаций. Значит, и из этой выберешься.
— Какие вещи вы постепенно внесли в свою игру с годами, от чего отказались? Что вы понимаете сейчас, чего не понимали в прошлом?
Бирюков. Когда проходишь много одинаковых ситуаций, пробуешь разные вещи, в любом случае приходишь к тому, что работает. Так со всем. Всё пропускаешь через себя и оставляешь то, что работает. В каких-то моментах, где раньше не ускорялся, надо ускориться. В каких-то, наоборот, — не нужно бежать, нужно сыграть по позиции.
Всё равно хоккей меняется. Те вещи, которые работали пять лет назад, — это уже не проходит. Нужно перестраиваться с каждым годом. Хоккей становится быстрее, игроки становятся моложе, мобильнее. И ты подстраиваешься под ситуации, находишь новые моменты для улучшения игры.
Кулемин. Со временем стал играть более надежно, оценивать риск, что этот риск дает. Как говорят, всегда надо держать в голове счет и время на табло. Знать, что ты можешь делать, что нет, когда надо и не надо рисковать. Цели команды превыше цели каждого отдельного игрока.
Тимкин. Тренерский штаб требует от нас той или иной роли. У каждого тренера свои требования, ты начинаешь играть в зависимости от требований, стиля команды. Глобально ничего не менял.
— Экипировка, коньки, клюшки сейчас и 15–20 лет назад — насколько ощущается прогресс, как это влияет на игру?
Бирюков. В любом случае, это прогресс, но когда всё постепенно идет, ты это не сильно замечаешь. Если сейчас взять клюшку, с которой начинал, — разница налицо. Клюшки были такими тяжелыми — даже не представляешь, как такими играл. Экипировка тоже не так сильно защищала, коньки были тяжелее. У вратарей тоже всё кардинально поменялось, всё стало легче, надежнее.
Кулемин. Прогресс, конечно, колоссальный. Смотришь старые клюшки дома, у родителей, или которые ребята давали как сувениры — такое ощущение, что они в три-четыре раза тяжелее. Коньки стали легче, по слепку делаются под каждого игрока. Для детей условия намного лучше. Детские клюшки такие же, как у нас. Прогресс идет вперед, за счет этого растет и скорость на льду, и сила броска. С каждым годом всё улучшается.
Тимкин. Когда я только начинал, были деревянные клюшки, клюшки со вставными крюками. Сейчас это уже ушло. Клюшки полностью литые. Намного легче клюшки, коньки, форма облегчается. Это дает свои плоды.
— Как изменился хоккей тактически за время вашей карьеры? Какие тенденции проявились, что ушло из игры? Как думаете, как еще изменится этот спорт?
Бирюков. Самое главное — хоккей стал более мобильным. Хорошее катание очень нужно не только нападающим, но и защитникам. Правила изменились, всё ужесточилось. Где ты мог сыграть в тело, чуть-чуть придержать нападающего у борта — сейчас это две минуты. Ты должен повторять движения за игроками и стараться их не придерживать, всё делать катанием.
Кулемин. В первую очередь стали уменьшать площадки. За счет этого уменьшилось время на принятие решения, все ближе. Раньше было видно, как ребята проявляли индивидуальное мастерство, делали сложные передачи, подкидки. Сейчас всё упрощается, всё нужно делать намного быстрее. Понимание игры и хоккейный интеллект вышли на первый план. Всё нужно на несколько ходов вперед просчитывать и быть готовым принять решение до того, как шайба к тебе придет.
Тимкин. Изменились площадки. Хоккей стал более контактным. Соперник всё время близко, все в стык. Нужно быстрее принимать решение. Подготовка игроков стала более точечной, более направленной. Раньше, мне кажется, хоккей был более хитрым, более импровизационным. Сейчас он более тактический и строгий. Думаю, хоккей будет двигаться в этом направлении: всё ближе, быстрее и строже.
— Стало ли тяжелее подписывать контракты и получать желаемые гонорары, изменилась ли тактика переговоров? Вы согласны, что клубы начинают «смотреть в паспорт» игрокам старше 30?
Бирюков. Безусловно, согласен. Слава богу, в моей карьере было всего два клуба, и всё проходило достаточно спокойно. Конечно, сейчас с ужесточением лимита все считают деньги, очень большое омоложение в лиге, зарплаты упали. С другой стороны, чемпионат стал интереснее. У многих команд есть шанс завоевать кубок.
Кулемин. Бывает по-разному. Сейчас клубы очень профессионально подходят к подбору игроков, смотрят разную статистику. При переговорах опираются в первую очередь на статистические данные и важность игрока в команде, как ты себя ведешь, какую приносишь пользу. Будут ли переговоры на следующий год легче или тяжелее — всё зависит от тебя, от того, как ты проводишь этот сезон.
Тимкин. Это вопрос надо адресовать агентам. У них больше информации.