У миллиардера из списка Forbes хотят забрать три завода. Почему — эксперт объяснил на примере «Башнефти» и БСК

Суд арестовал акции предприятий с общей выручкой 168 миллиардов рублей — ЧЭМК, «Кузнецкие ферросплавы» и Серовский завод ферросплавов

Поделиться

Арбитражный суд Свердловской области по иску Генпрокуратуры РФ арестовал акции крупнейшего российского производителя ферросплавов — челябинского АО «ЧЭМК», а также металлургических заводов в Свердловской и Кемеровской областях. Все эти предприятия принадлежат миллиардеру из списка Forbes, знаковой фигуре российского и челябинского бизнеса Юрию Антипову. Как следует из судебных документов, Генпрокуратура потребовала вернуть промышленные гиганты государству. Наши коллеги из 74.RU разбирают с экспертами, которые на примере других крупных компаний — в частности, БСК и «Башнефти» — объяснили, в каких случаях надзорные ведомства могут выступать с подобными исками массовым стал этот процесс.

Суть спора

Генеральная прокуратура РФ подала иск об истребовании имущества в пользу государства к АО «Компания Эталон», бизнесмену Юрию Антипову и его жене Людмиле. Речь идет об акциях трех крупных предприятий: АО «ЧЭМК», АО «Кузнецкие ферросплавы» и АО «Серовский завод ферросплавов». Причем надзорное ведомство настаивает на изъятии «из чужого незаконного владения» 100% акций указанных предприятий. Таким образом в суде будет решаться вопрос о деприватизации, или национализации частной собственности.

АО «Компания Эталон» зарегистрирована в ноябре 2022 года в Челябинске. Она стала правопреемником «Урало-Сибирской металлургической компании» (УСМК), которая была основной структурой империи известных челябинских бизнесменов Юрия Антипова и Александра Аристова. УСМК объединяла ЧЭМК, Серовский завод ферросплавов, «Кузнецкие ферросплавы», Катав-Ивановский литейный завод, «Метагломерат». По данным ЕГРЮЛ на середину декабря 2020 года, владельцами «Урало-Сибирской металлургической компании» были Юрий и Людмила Антиповы, а также их сыновья Алексей и Сергей — по 25%. Сейчас в открытом доступе нет данных об акционерах АО «Компания Эталон». Информация о них находится у держателя реестра акционеров — АО «ВТБ Регистратор». УСМК прекратила деятельность в июне 2023 года после присоединения к АО «Компания Эталон». По данным последней, на 30 сентября 2023 года стоимость чистых активов компании оценивалась в 34,6 миллиарда рублей.

Процесс судопроизводства движется с невиданной скоростью. Иск был подан 5 февраля, уже на следующий день, 6 февраля, суд принял заявление к рассмотрению, возбудил производство по делу и удовлетворил заявление Генпрокуратуры о применении обеспечительных мер. Акции и имущество указанных заводов арестованы, запрещено вносить любые изменения в реестр акционеров, менять структуру управления, осуществлять любые регистрационные действия в отношении всех объектов.

Челябинский завод приватизировали 29 лет назад

Челябинский завод приватизировали 29 лет назад

Поделиться

В качестве третьих лиц привлечены сами металлургические предприятия, Федеральное агентство по управлению госимуществом, Министерства имущества Свердловской и Челябинской областей, Комитет по управлению имуществом Кузбасса и АО «ВТБ Регистратор». Предварительное судебное заседание назначено на 19 февраля.

История владения

Челябинские бизнесмены Юрий Антипов и его бывший партнер Александр Аристов совместно вели дела с 90-х годов. Начинали с кооператива «Энергия», выпускавшего колбасу, сельхозкооперативов и АЗС. В итоге создали многопрофильную бизнес-империю «Ариант», название которой было составлено из первых слогов их фамилий. В 1995 году предприниматели начали скупать акции Челябинского электрометаллургического комбината и вскоре получили контроль над предприятием.

Юрий Антипов и Александр Аристов получили контроль над крупнейшим производителем ферросплавов — ЧЭМК в 1995 году

Юрий Антипов и Александр Аристов получили контроль над крупнейшим производителем ферросплавов — ЧЭМК в 1995 году

Поделиться

Летом 2003 года ЧЭМК купил у компании «Ринако» 19,7% ОАО «Кузнецкие ферросплавы» (Кемеровская область). Зимой 2004-го комбинат стал владельцем контрольного пакета акций «Кузнецких ферросплавов».

Осенью 2012 года на базе ЧЭМК и «Кузнецких ферросплавов» образована Урало-Сибирская металлургическая компания (УСМК).

В конце 2014 года ФАС разрешило ЧЭМК купить Серовский завод ферросплавов в Свердловской области, принадлежащий казахской ENRC. В апреле 2015 года сделка была завершена.

АО «Компания Эталон» владеет пятью предприятиями, среди них ЧЭМК, Серовский завод ферросплавов, «Кузнецкие ферросплавы», Катав-Ивановский литейный завод и «Метагломерат». По данным «Контур.Фокуса», за 2022 год выручка АО «ЧЭМК» составила 97,5 миллиарда рублей, чистая прибыль — 15 миллиардов рублей. АО «Кузнецкие ферросплавы» закончило тот же период с выручкой 37 миллиардов и прибылью 2,7 миллиарда рублей, АО «Серовский завод ферросплавов» — 34 миллиарда и 3,8 миллиарда рублей, Катав-Ивановский литейный завод — 1,7 миллиарда и 149,5 миллиона рублей, «Метагломерат» — с выручкой 53,4 миллиона рублей и убытком 64,6 миллиона рублей.

В августе 2020 года Александр Аристов и Юрий Антипов объявили о разделе бизнес-империи. Предприятия металлургии перешли в собственность Юрия Антипова, а компании винно-пищевых отраслей («Ариант», «Кубань-Вино») — к Александру Аристову. В декабре 2020-го миллиардеры оформили сделку официально.

«Основания должны быть весомыми»

Случаи, когда власти изымают предприятия и компании у частных собственников в пользу государства, причем со ссылкой на ошибки приватизации, действительно есть, указали эксперты. Но называть эту историю массовой пока не спешат.

— В принципе, такие требования (в отношении любого имущества, не только акций) заявляются в тех случаях, когда, по мнению истца, который считает себя законным собственником, у нынешнего владельца имущества не было законных оснований для его приобретения. Какие конкретно нарушения усмотрела Генпрокуратура, предположить сложно, нужно читать исковое заявление (не опубликовано. — Прим. ред.), — отметила руководитель консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова.

По ее словам, прокурор в арбитражном процессе в настоящее время очень редкий участник. Но поскольку заявлен иск об истребовании государственного имущества из чужого незаконного владения, здесь тот самый случай, когда интересы государства представляет именно прокуратура.

— Я бы не стала давать такие оценки, как деприватизация, давление на собственников. Ведь мы не видим содержание искового заявления и не можем сказать, насколько эти требования обоснованные, — добавила Ольга Попова. — Также не могу утверждать, что подобные иски стали носить массовый характер. Пока это видится исключением, а не правилом, поскольку основания для подобных требований действительно должны быть весомыми.

«Суды отклоняют сроки давности»

Между тем старший юрист компании ProLegals Ольга Жукова относит иск Генпрокуратуры к Антипову к ставшим многочисленными в последнее время делам о деприватизации промышленных предприятий, акционированных в 90-х и нулевых годах. Эксперт навскидку перечислила несколько названий — «Башнефть» (речь о событиях, когда предприятием владела АФК «Система» Владимира Евтушенкова, которому его продал, как считало следствие, пользуясь своими связями, сын экс-президента Башкирии Урал Рахимов), Башкирская содовая компания (после протестов из-за защиты шихана Куштау), ТГК-2, «Метафракс Кемикалс», «Кучуксульфат», Соликамский магниевый завод. Все эти предприятия обращены в государственную собственность за последние пару лет.

— Обращение Генпрокуратуры с исками об истребовании из чужого незаконного владения госимущества, отчужденного в частную собственность, основывается, как правило, на ранее проведенной проверке. Спустя десятилетия после передачи предприятия в частную собственность Генпрокуратура неожиданно выявляет нарушения процедуры приватизации, — объяснила Ольга Жукова. — Например, оказывается, что решение о приватизации принято органом, не уполномоченным на его принятие и не имевшим права на распоряжение этим имуществом. Либо решение в принципе не могло быть принято ни одним из органов, так как предприятие могло в силу специфики деятельности находиться только в федеральной собственности. При этом применение срока исковой давности в таких делах обладает определенной и ничем не обоснованной спецификой и исчисляется с даты проведения проверки Генпрокуратурой.

На предприятиях Антипова, попавших под прицел Генпрокуратуры, трудится несколько тысяч человек

На предприятиях Антипова, попавших под прицел Генпрокуратуры, трудится несколько тысяч человек

Поделиться

Такие иски может подавать и ФАС, если при приобретении акций нарушен порядок иностранных инвестиций в российские компании, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности РФ, добавила эксперт. Так, например, были изъяты акции Мурманского морского рыбного порта. Кроме того, иски по истребованию из чужого владения недвижимого имущества в связи с нарушениями при приватизации подает Росимущество.

— Это дело не является единичным, после «Башнефти» такие иски стали регулярно заявляться Генпрокуратурой. Обычно аргументация ответчиков об истечении как трехлетнего, так и объективного 10-летнего срока исковой давности, который изначально в российском правовом регулировании был задуман как один из вариантов защиты от возможной деприватизации и на который можно ссылаться, с сентября 2023 года отклоняется судами, — обратила внимание старший юрист компании ProLegals Ольга Жукова.

Сейчас рассмотрение «дела Антипова» идет по стандартному сценарию, оценила эксперт. Суд принимает обеспечительные меры не только в отношении самих акций, но и в отношении движимого и недвижимого имущества предприятий, так как отчуждение такого имущества может повлиять на стоимость самих акций. С учетом предыдущей практики по аналогичным искам отказ в удовлетворении требований Генпрокуратуры маловероятен, заключила Ольга Жукова.

«Может осложнить взаимодействие с инвесторами»

В результате приватизации 30-летней давности национальные блага и промышленные активы, созданные в советский период, продавались за «копейки». Вряд ли кто-то будет с этим спорить. Но и отбирать всё подряд у государства тоже не получится.

— Обратившийся в суд с иском должен доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. В данном случае собственником выступает государство, его интересы обычно представляет прокурор. Государство должно доказать, что действительно был факт незаконного захвата имущества, — рассказал руководитель юридической компании «Королев и партнеры» Дмитрий Королев.

Эксперты сомневаются в массовости так называемой деприватизации еще и потому, что фондовый рынок не любит потрясений.

— Многие активы, проданные за бесценок в начале 90-х годов, сегодня входят в состав крупнейших и успешных отечественных публичных компаний. Они являются элитой мирового фондового рынка. И любое негативное событие может серьезно осложнить взаимодействие с инвесторами, — указал экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода.

Всё это нежелательно, тем более на фоне обострения геополитической обстановки, добавил эксперт.

В сентябре прошлого года на Восточном экономическом форуме зашла речь о пересмотре итогов приватизации предприятий, которые проводятся по инициативе прокуратуры.

— Никакой деприватизации не намечается, никакой деприватизации не будет! — заявил тогда президент России Владимир Путин.

Прокуратура активно работает по отдельным направлениям и компаниям, потому что правоохранительные органы имеют право оценивать, что происходит в экономике, добавил президент. Но это, по его словам, не связано ни с какими решениями о деприватизации.

Хроника национализации

Мы полистали картотеку арбитражных дел, посмотрели самые громкие судебные споры, связанные с возвратом частных активов в государственную собственность. Надо сказать, вырисовывается очевидная тенденция back in the USSR.

2020 год. Генпрокуратура выявила нарушения в приватизации АО «Башкирская содовая компания» (Стерлитамак) и подала иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения. В марте 2021 года акции БСК перешли государству, а в 2023 году переданы в доверительное управление московской компании АО «Русский водород».

2022 год. Арбитражный суд Пермского края признал приватизацию ОАО «Соликамский магниевый завод» в 1992 году незаконной. В пользу государства изъято более 89% акций.

2022 год. Арбитражный суд Алтайского края признал незаконной приватизацию в начале 1990-х акций «Кучуксульфата» и вернул их государству.

2023 год. Арбитражный суд Пермского края признал незаконной приватизацию АО «Метафракс Кемикалс» (крупнейший производитель метанола), которую провели в начале 1990-х.

2023 год. Арбитражный суд Волгоградской области признал незаконной приватизацию АО «Волжский оргсинтез», прошедшую в 1993–1995 годах.

2023 год. Арбитражный суд Приморского края признал незаконными итоги приватизации Дальнегорского ГОКа.

2023 год. Ленинский районный суд Екатеринбурга изъял у бизнесмена Малика Гайсина акции ОАО «Завод «Исеть»», ОАО «Уралбиофарм» и банка «Вятич».

2023 год. Арбитражный суд Ярославской области признал ошибочной приватизацию Ростовского оптико-механического завода и передал его государству.

2023 год. Ленинский районный суд Ярославля обратил в доход РФ 83% акций ПАО «Территориальная Генерирующая Компания № 2».

2023 год. Центральный районный суд Калининграда изъял у депутата Госдумы Андрея Колесника и его семьи 52% акций АО «Калининградский морской торговый порт».

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts