Число покупателей автомобилей с электромоторами резко возросло: только чистых «электричек» в прошлом году продали более 14 тысяч, к ним добавились гибриды разных форматов. Уже не первый год идет спор о том, какую именно мощность брать за базу при вычислении акцизов, транспортного налога, ОСАГО и прочих сборов. Одно время практику смягчили, но еще в конце 2022 года усилились жалобы на обратное закручивание гаек. Наш читатель и владелец гибрида рассказал, что регионы один за другим перенимают невыгодный автомобилистам способ вычисления мощности. Мы углубились в вопрос, и оказалось, что нормативы действительно изменили так, что владельцы некоторых машин на электротяге пострадали. Хотя и не все: например, для чистых электромобилей схему наоборот сделали более привлекательной.
Три типа «электричек»
Способ вычисления мощности зависит от типа машины с электротягой. Есть три разновидности.
- Чистые электромобили имеют привод только электромоторами в количестве от одного до четырех, причем их мощность может достигать чудовищных величин (по меркам простых автомобилей). К чистым электромобилям относятся все Tesla, Zeekr 001, Volkswagen ID.4, большая часть моделей Evolute, «Москвич-3е».
- «Параллельные» гибриды имеют и ДВС, и электромотор (или моторы), причем колеса могут приводиться от любого из них. Самый известный автомобиль такого типа — Toyota Prius, и схема в целом распространена именно в Японии. Другие примеры — Honda Stepwgn Spada V, Honda Vezel, Toyota RAV4 PHV.
- Последовательные гибриды: они стремительно набирают популярность. По сути это электромобили, у которых колеса приводятся только электромоторами, а ДВС работает исключительно для генерации электроэнергии и нужен для увеличения хода на зарядке. Такие гибриды имеют достаточно емкую батарею, которую можно подзаряжать от сети (plug-in гибриды или PHEV). К последовательным гибридам относятся многие модели Voyah, неожиданно популярные в России Lixiang L7, гибриды Aito и новый монстроузный M-Hero I.
Принцип 30-минутной мощности
У тяговых электромоторов, в отличие от ДВС, есть два типа мощности: максимальная и 30-минутная. Первая цифра красива и указывается во всех релизах и тест-драйвах, но подавляющее большинство электромобилей не могут выдавать ее длительное время (начинается перегрев или электромоторов, или батарей). Поэтому для сертификационных целей определяется 30-минутная мощность, которую электромобиль может выдавать полчаса и больше. Разница очень существенна: например, для двухмоторных Zeekr 001 пиковая и 30-минутная мощности составляют 544