Сегодня, 2 марта, в 16:00 в музее Наиля Лутфуллина в Уфе открывается прощальная выставка в честь заслуженного художника России Василя Ханнанова. Он продвигал национальную культуру республики, создавал музей искусства и помог ряду молодых художников, но за творческим успехом скрывалась личная драма. UFA1.RU рассказывает, что нужно знать о Ханнанове, которого уважают по всей Башкирии и за ее пределами.
Василь Ханнанов родился 26 сентября 1956 года в городе Октябрьском. Как рассказывал сам художник в интервью для музея «Заман», с раннего детства он только и делал, что рисовал. Но в школьных изобразительных студиях его хватило лишь на пару занятий: то, чему там учили, он уже умел сам. Но на втором курсе художественной школы один из преподавателей зацепил Василя необычным стилем рисования Это побудило его все-таки продолжить образование и поступить в Уфимское училище искусств. Закончил его Ханнанов в 1969 году, обзаведясь кругом коллег и единомышленников.
Василь крепко сдружился с еще одним художником — Наилем Лутфуллиным. Тот в 80-х годах предложил создать группу художников для совместного создания выставки тюркского направления. Ханнанов идею поддержал. Кроме него, в группу вступили Ринат Харисов, супруги Расиха и Ильдар Ахметвалиевы, Ильдар Бикбулатов и Мирас Давлетбаев. Все отличались характерами, и каждый творил, как считал нужным, не мешая работе другого.
— Никакой иерархии не было, кто старший, кто главный — они не разбирались. Творили сами. Они все были разные, их объединяло две вещи — все приехали с районов (тоже разных) Башкирии и все любили искусство, — рассказал UFA1.RU смотритель музея Лутфуллина в Уфе Александр Соболев.
Группу назвали «Чингисхан» и утвердили официально в 1990 году, когда молодые художники представили работы на выставке в Санкт-Петербурге. Она имела огромный успех.
Позже одну из картин Ханнанова, на которой была изображена корова, купили за 25 тысяч рублей. Настоящая, живая корова тогда стоила 15 тысяч. После возвращения из Петербурга, пока распаковывали вещи в мастерской, Наиль оглядел еще раз их работы и сказал:
— Ну всё, Василь, теперь мы с тобой — легенды. Мы — теперь история.
В 1992 году Лутфуллин скончался.
Вдохновленные Наилем участники «Чингисхана» решили устроить выставку на его родине в Уфе. Сделать это удалось лишь спустя 2 года. Руководство группой взял на себя Василь Ханнанов. В том же году он вместе с Ольгой Рамазановой основал арт-галерею «Мирас».
— Василь Ханнанов — общественный человек, он очень много сделал для нашего города и общества, а также для культуры и искусства, — рассказала UFA1.RU Рамазанова. — Василь сделал из своей мастерской, которая находилась на Карла Маркса, музей современного искусства. Много лет на его базе он творил проекты «Чингисхана» и свои собственные. Он участвовал во многих выставочных проектах республики и России. Василь смог привлечь молодежь к искусству, многие молодые художники вышли «в свет» благодаря ему. Боевое крещение под его наставлением проходили не только художники, но и начинающие фотографы и кураторы. Ученики Ханнанова считают его своим «крестным отцом».
Еще при зарождении «Чингисхана» Василь Ханнанов обращал в творчестве много внимания на национальные узоры. Как он объяснял в том же интервью для музея «Заман», вдохновлялся художник платками, которые носили в 50–60-х годах. Интерес к ярким орнаментам воплотился в его натюрмортах.
Коллеги отмечали, что художнику удавалось подать самые простые вещи искренне и честно, даже серия его картин с обнаженным женщинами лишена пошлости.
— Всю свою жизнь он познавал себя, познавал человека и его место в мире через мифы, священные писания, диалоги с другими великими художниками, экспериментировал с материей, пространством и временем, — рассказал для UFA1.RU сын художника Искандеор.
Несмотря на успехи в творчестве, в личной жизни не всё складывалось просто. Младший сын Ханнанова Тамерлан родился с тяжелой болезнью. Врачи поставили мальчику диагноз ДЦП смешанной формы. Он не мог ходить и не мог говорить.
— Василь никогда не рассказывал об этом, не жаловался, такой силы был человек, — вспоминает Ольга Рамазанова.
По словам старших сыновей, Ханнанов не испугался диагноза. Он делал всё возможное, чтобы поставить своего младшего на ноги.
— Врачи говорили, что он не будет ходить. Отец не сдался, — говорит Искандеор.
Василь сам проводил упражнения с сыном, возил его в оздоровительные поездки, помощь ему оказывал фонд «Мархамат». В 2010 году художник привез мальчика на Бали, где тот катался с дельфинами. В то же время Ханнанов прививал ребенку любовь к искусству. Кроме того, Василь взял опеку над дочерью его близких родственников, которые скончались в автокатастрофе.
— При всем его творческом горении он был очень заботливым отцом, — рассказал UFA1.RU еще один сын художника Чингис. — Он учил нас наблюдать, как смотреть на картины, на искусство и в целом на мир. Он прививал нам любовь к красоте, к прекрасному, умению отличать шедевр от ширпотреба, уникальное от посредственного.
Спустя 11 лет картины, которые Тамерлан Ханнанов нарисовал на Бали, были представлены на выставке в честь 90-летнего юбилей писателя Расиха Ханнанова. Его работы также выставлялись в Кремле, а грамоту ему вручал лично Зураб Церетели — знаменитый скульптор и президент Российской академии художеств. К тому же за долгие годы лечения отец все-таки смог поставить Тамерлана на ноги.
— Благодаря усилиям отца Тамерлан стал ходить. Вместе они участвовали в организации выставок и написании картин, — говорит Искандеор.
В последние годы жизни, когда сам Ханнанов-старший был прикован к постели, теперь уже Тамерлан, пусть всё еще с трудом ходил и не мог разговаривать, ухаживал за отцом. По словам братьев, их младший успевал следить и за папой, и за выставками, и за мастерской. При этом и Василь Ханнанов не прекращал заниматься творческими и социальными проектами.
— В последние годы жизни у Ханнанова были больные легкие, — рассказал Александр Соболев. — Сперва правое перестало нормально работать и потом второе, долгое время он лечился, и через трубку в легкие поступал кислород. После лечения ему стало лучше, но потом резко стало плохо.
На своих работах Василь Ханнанов расписывался инициалами — ВХ. Как вспоминает Ольга Рамазанова, художник частенько называл себя «Великий Ханнанов», а в одном из интервью тот даже заявил: «Там, где Ханнанов, там успех». В то же время коллеги отмечают, что художник никакого величия из себя не строил.
— Василь себя великим не считал. Со всеми общался как с равными, — вспоминает Александр Соболев.
По словам сыновей, мир Ханнанова-старшего строился на трех вещах — мастерство, адский труд и искренность. Художник сторонился оправданий о якобы особенном взгляде творческого человека.
— Он обесценивал разговоры о банальных «Я так вижу», «Я так чувствую». В ответ отец усмехался: «А вы напишите это так, чтобы я понял, как вы чувствуете и видите, а потом будем разговаривать», — вспоминает Чингис.
24 февраля Василь Ханнанов скончался. По словам коллег и родственников, даже в преклонном возрасте художник оставался для них примером преданности любимому делу и любимым людям.
— Наверное, таких людей, как он, больше нет. Безукоризненная честность по отношению к искусству, беспрецедентная эрудиция, сумасшедшая работоспособность, непрекращающийся поиск новых форм выражений, великое мастерство — всё это вместе и есть наш отец, — написали братья Ханнановы.