Отстаивая транспортную реформу, глава Башкирии Радий Хабиров говорил, что «коррупция пустила корни» и «частные перевозчики выстроятся в линеечку». И действительно, с тех пор начала расти стопка с уголовными делами в отношении бывших сотрудников государственного «Башавтотранса». На днях стало известно о новом задержании — а какие были еще, рассказываем сегодня, 1 марта.
Радий Хабиров, став врио главы Башкирии в 2018 году, сразу же объявил о запуске транспортной реформы. Планировалось перестроить систему и обновить автопарк, а также разобраться с частными перевозчиками. Спустя три года глава прокомментировал ход работ.
— Итоги рано подводить. То, что творилось, было более 10 лет. Коррупция и всё что угодно пустили корни очень давно. Выковыривать эти вещи очень непросто. Но я считаю, что мы всё-таки в позитивном направлении движемся. Постепенно все частные перевозчики выстроятся в линеечку и будут делать то, что власть им говорит, — заявил Радий Хабиров.
Прошло еще чуть больше года — и пошли уголовные дела против сотрудников государственного перевозчика «Башавтотранс».
В марте 2023 года задержали трех начальников одной из автоколонн, которые получали деньги от водителей автобусов с 2018 по 2022 годы. Подчиненные платили им от 1 до 5 тысяч рублей, а взамен получали более удобный график и желаемые маршруты.
— В ходе проведенного комплекса мероприятий из рабочего кабинета одного из сотрудников были изъяты денежные средства в размере 360 тысяч рублей, предположительно полученные в качестве взяток, — сообщили в пресс-службе МВД Башкирии.
Как рассказал UFA1.RU замгендиректора по безопасности БАТ Владимир Хушкин, руководство знало о схеме начальников, но сначала пыталось донести, что так работать нельзя. Когда это не помогло — обратились к силовикам.
— Потому что, если кто-то занимается такими вещами, а мы его просто уволим, то все будут считать, что управы никакой нет и другие придут на это место и будут тем же самым заниматься. Когда пришел в конце 2018 года Надир Салимзянович [Самиев], был взят курс на то, чтобы вычистить всех тех, кто мог бы на предприятии работать нечестно, — сказал замгендиректора.
В июне 2023 года силовики задержали руководителя одного из филиалов: следствие посчитало, что мужчина с 2019 по 2023 годы фиктивно устроил на работу своих знакомых. Фиктивно — потому что по факту они не работали, а их зарплата шла ему в карман. По информации ФСБ Башкирии, начальник присвоил себе почти пять миллионов рублей. На время следствия его арестовали, расследование продолжается.
— Со своей стороны хотим заверить, что руководством БАТ проводится и в дальнейшем будет проводиться плановая работа по выявлению лиц, не способных по своим деловым и моральным качествам занимать ответственные посты на нашем предприятии, — заявил тогда представитель «Башавтотранса» в разговоре с UFA1.RU.
Не прошло и месяца — новая посадка. Начался суд над двумя сотрудниками автоколонны. Один из них — Ильшат Давлетбаев — занимал должность начальника. Как сообщали в прокуратуре Башкирии, в 2021–2022 году они брали деньги с водителей и «прощали» им нарушения. Суммарно они получили более 100 тысяч рублей, на следствии свою вину признали. На суде выяснилось, что водители и сами были не прочь заплатить — если руководитель не лишал премии из-за жалоб пассажиров или выдавал хороший автобус. Часто у начальника занимали деньги, возвращали их, но продолжали дополнительно «благодарить».
— [Свидетель] устроился и сразу до зарплаты попросил в долг у Давлетбаева 30 тысяч рублей, возвращал его перечислением на карточку Давлетбаева. Далее продолжал платить за благодарность Давлетбаеву, так как были жалобы. Чтобы не лишали премии, в счет благодарности он перечислил
Другой водитель заплатил две тысячи рублей, чтобы руководитель умолчал о прогулах, за которые могли и уволить. Еще один передал 36 тысяч рублей, в том числе чтобы не лишили премии или не урезали зарплату из-за ДТП. За эти и другие эпизоды начальник автоколонны получил два года условно и штраф 300 тысяч рублей. Деньги, которые он получил от подчиненных, забрали в доход государства — 73,6 тысячи рублей.
Приговор второму фигуранту найти не удалось — возможно, его еще не вынесли.
В августе 2023 года задержали ещё двух начальников. Речь шла о 50-летнем Игоре Фархутдинове и 37-летнем Риме Нуриахметове. По версии следствия, они получили от подчинённых в 2018–2022 годах более 170 тысяч рублей.
Фархутдинову вынесли приговор месяц назад: согласно документу суда, в 2018 году он получил от женщины-водителя пять тысяч рублей, взамен поставил ее на хороший маршрут, чтобы она выполнила план и получила премию. Это было не единственным их сотрудничеством: оно продолжалось до апреля 2022 года. Всего Фархутдинов получил 116 тысяч рублей. От другого водителя за «прощение» прогулов мужчина получил 30 тысяч рублей. Свою вину признал частично и получил три года условно и штраф 600 тысяч рублей. Также у него изъяли в доход государства 153 тысячи рублей.
Приговор Нуриахметова найти не удалось.
На этом вроде бы всё успокоилось, но в конце февраля 2024 года задержали начальника второй автоколонны. Его тоже заподозрили в коррупции.
— С июля 2021 года по май
Всего начальник мог получить порядка 150 тысяч рублей.
Добавим, что до возвращения Хабирова в республику «Башавтотранс» сменил немало директоров. Так, в 2015 году ГУП возглавил Тимур Аклаев — он проработал два года и уволился после проверки контрольно-счетной палаты. В 2017 году компанию возглавил Разим Махиянов — в прошлом он уже руководил Речным портом Уфы и другими компаниями, которые либо обанкротились, либо просто закрылись. По данным СМИ, у Махиянова был покровитель — вице-премьер Башкирии Евгений Гурьев, который получил три года условно за махинации с землёй. Новый руководитель БАТ прослужил недолго — через год глава Башкирии Радий Хабиров потребовал уволить Махиянова и направить материалы по нему в прокуратуру.
С тех пор кресло гендиректора «Башавтотранса» занимает Надир Самиев — бывший начальник управления организации тылового обеспечения МВД по Башкирии. На предприятии говорили, что одним из его приоритетов было «вычистить всю нечисть» — тех, кто наживался на водителях и работал не по правилам. Подробная история главного перевозчика республики изложена в этом материале.
Ну а что касается транспортной реформы, то глава Башкирии в минувшем году отчитывался о росте пассажиропотока в автобусах, но, как говорится, есть нюанс. И даже не один: