Добровольная лесная сертификация: что это такое? Плюсы и минусы

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

Тема дискуссии звучит сложно для обывателя: «Российские национальные системы добровольной лесной сертификации – как найти свой рынок для продукции ответственного лесопользования?» И на первый взгляд, кажется немного скучной и непонятной. Однако это поверхностная ошибка, потому что эта проблема касается каждого из нас, просто мы об этом не подозреваем.

Россия, как страна, имеющая наибольшую площадь лесов, обладает гигантским потенциалом по развитию и приумножению лесных ресурсов, а также несет огромную ответственность по сохранению лесного богатства. Важным механизмом внедрения принципов устойчивого управления лесами является добровольная лесная сертификация, которая предъявляет своим участникам повышенные требования в области экологической и социальной ответственности, внедряет механизмы подтверждения соответствия этим требованиям и маркировки сертифицированной продукции из древесины. Однако в развитии национальных схем лесной сертификации существуют объективные сложности, связанные с выходом на потребителей сертифицированной продукции. Их и обсудили участники круглого стола в попытке найти ответы на насущные вопросы, в том числе – как донести по потенциальных потребителей информацию о наличии в России национальных схем добровольной лесной сертификации, возможности покупать сертифицированную лесную продукцию, ее преимуществах.

– Роль добровольной лесной сертификации в экологизации лесопользования и рынков лесной продукции в течение последних 30 лет весьма существенна, – начал мероприятие программный директор Ecumene Club Сергей Рыбаков. – Многие компании и даже целые отрасли предпочитают принимать добровольные стандарты, которые, по их мнению, усилят их конкурентные преимущества на экологически чувствительных рынках и предоставят доступ к более долгосрочным и более доступным источникам финансирования. Для успеха на международных рынках следует использовать и опираться на стандарты и схемы сертификации, которые одновременно удовлетворяют требованиям обеих сторон: и конечных потребителей плюс ритейл, с одной стороны, и производителей древесины и сельскохозяйственной продукции – с другой. Добровольные рыночно-ориентированные механизмы экологической и социальной ответственности шаг за шагом создают «новую нормальность» в мировой экономике, которая при производстве и торговле сырьевыми товарами будет обеспечивать охрану природных экосистем и защиту прав человека.

Сергей Рыбаков

Сергей Рыбаков

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

Со слов модератора, развитие добровольных механизмов ответственности включает в себя постановку четких целей и задач по формированию ответственных цепочек поставок, принятие эффективных мер для обеспечения прозрачности закупочных политик компаний и их отчетности, создание новых стимулов дальнейшего ответственного развития. Непонимание и не принятие во внимание этих механизмов создает ограничения и риски снижения конкурентоспособности российского бизнеса.

ТОЛЬКО ФАКТ

38,1 миллионов гектаров лесов России сертифицированы по российским системам добровольной лесной сертификации. Эти системы призваны помогать бизнесу развивать ответственное лесопользование, гарантировать легальность заготовки древесины и целостность цепочек поставок: Лесной Эталон, Национальная система лесной сертификации (НСЛС), SFMRU/38200, Устойчивый лес.

НЕОБХОДИМЫЕ ДРАЙВЕРЫ

О том, кто может стать драйвером добровольной сертификации в России, рассказал член координационного совета ассоциации «Национальная рабочая группа по добровольной лесной сертификации» Михаил Бабенко.

– Если я, как закупщик или покупатель, смотрю на какие-то признаки товара помимо цены, то, скорее всего, я являюсь нишевым закупщиком, – объяснил эксперт. – Добровольная сертификация предполагает независимое мнение по поводу соответствия продукции определенным требованиям, это затратная история. Компании, которые занимаются, в частности, ответственным лесопользованием, берут на себя дополнительные обязательства. Это тоже, наверное, сказывается на цене. Поэтому пока сертифицированные товары – это все-таки нишевая история. Помимо цены, препятствием развитию рынка сертифицированной продукции я бы назвал сложность системы. И потребитель, и закупщик далеко не всегда разбираются, что стоит за системой, чем она хороша, почему наличие сертификата обеспечивает устойчивое использование ресурсов, чем добровольная сертификация отличается от маркировки. И тут мы сталкиваемся со второй проблемой – информационным шумом, который вызван наличием очень большого числа маркировок, связанных с самодекларацией. Это запутывает и закупщиков, и потребителей: они видят зеленый значок, но что за ним стоит? Это самодекларация или сертификация? Не понятно. Поэтому драйвер под названием конечный потребитель, к великому сожалению, пока таковым не является.

Михаил Бабенко

Михаил Бабенко

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

Второй возможный драйвер, как сказал Михаил Бабенко, это непосредственно производитель: поставил значок, получил сертификат, прошел аудит и дальше начинает каким-то образом продвигать свою продукцию. Это тоже дорогостоящая история, потому что предполагает существенные маркетинговые бюджеты. Наверное, сейчас не та ситуация, когда можно тратить деньги именно на это.

А третий драйвер – это ритейл, у него вообще уникальная способность, потому что он может вести коммуникацию как с производителями, так и с конечным потребителем. Но на ритейл сейчас повешено столько всяческих обязательств, что, наверное, он тоже не совсем в состоянии потянуть всю эту историю.

– Вывод один: для развития добровольных систем сертификации нужно объединяться. Это позволит и снизить общие бюджеты, это объединить усилия, и эффект будет, конечно же, совсем другим, – подытожил спикер.

МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

Международные системы лесной сертификации приняли решение прекратить работать в России, но в стране зарегистрировали новую национальную схему взамен ушедших. Ведь потребность в международной репутации у российского бизнеса остается.

Михаил Карпачевский

Михаил Карпачевский

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

– Чтобы планировать выход на международные рынки и быть там конкурентоспособным, необходимо подтверждать, что ты социально, экологически и иным способом ответственен, это неизбежно, – рассказал заместитель генерального директора компании «Ответственное управление лесами» ассоциации «Национальная рабочая группа по добровольной лесной сертификации» Михаил Карпачевский. – Понятно, что сейчас турбулентные времена, когда международный рынок трясет, компании трясет, но это закончится в любом случае, и вопрос конкурентоспособности на международном рынке встанет очень остро. Те компании, которые думают наперед, планируют не на год, не на два, а на долгий период времени, понимают, что лучше сохранить тот высокий уровень, который у них был, чтобы потом иметь возможность довольно быстро на эти международные рынки полноценно вернуться.

О том, почему компании продолжают придерживаться требовании сертификации после ухода из России международных систем, рассказал руководитель направления по лесной политике компании «Группа Илим» Илья Вервейко.

Илья Вервейко

Илья Вервейко

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

– Два года назад международные системы лесной сертификации ушли из России, и сертифицированные компании, в том числе и наша, потеряли возможность продавать сертифицированную продукцию, потеряли право маркировки, – сказал Илья Вервейко. – Наша компания продолжала придерживаться и соблюдать требования по сертификации, которые существовали на тот момент. Мы видели, что после ухода международных систем начали развиваться национальные системы. Некоторое время мы наблюдали и поняли, что совместно с другими компаниями, крупным бизнесом, необходимо создание национальной системы лесной сертификации. Несмотря на то, что мы выполняли требования международных систем, мы были не полностью согласны со всеми этими требованиями. Мы видели определенные недостатки и понимали, что можно было бы улучшить. Мы рассчитывали, что при создании национальной системы лесной сертификации можно добиться большего баланса экологических, экономических и социальных интересов. Совместно с другими крупными компаниями в кратчайшие сроки была создана национальная система лесной сертификации. В конце прошлого года мы прошли аудиты по этой системе и в начале этого года получили сертификаты. Конечно, сейчас на повестке стоит вопрос продвижения системы. Мы видим, что спрос на сертифицированную продукцию есть и на внутреннем рынке, спрос на подтверждение устойчивости лесопользования и легальности происхождения древесины.

ТО, ЧТО ВАЖНО

– Главное, что показал состоявшийся на Круглом столе разговор: сохранение лесов, ответственное отношение к лесным ресурсам по-прежнему важны для бизнеса, – отметил руководитель программы по сохранению растительного мира фонда «Природа и люди» Константин Кобяков. – Лесозаготовительные компании и производители готовы внедрять у себя высокие стандарты, которые устанавливают системы добровольной лесной сертификации, а торговые компании — включать сертифицированные товары в свои цепочки поставок. Добровольная лесная сертификация создаёт дополнительные возможности для сохранения наиболее ценных первозданных лесов, поддержания лесного биоразнообразия и в целом для повышения эффективности управления лесами. Поэтому надеемся, что логотипы национальных систем добровольной лесной сертификации станут широко узнаваемы, и, покупая такие товары, каждый сможет внести вклад в улучшение охраны наших лесов.

Константин Кобяков

Константин Кобяков

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

РИТЕЙЛ РЕКОМЕНДУЕТ

X5 Group является крупнейшим в стране продуктовым ритейлером. И в отдельных секторах играет существенную роль в формировании рынка ответственно произведенной лесной продукции. Поэтому требования ритейла по поставкам сертифицированной лесной продукции являются рекомендательными.

– Добро из под палки делать нельзя, наши рекомендации останутся в формате рекомендаций для широкой полки, для собственных торговых марок мы уже применяем обновленные требования по критерию упаковки, – уверена директор по устойчивому развитию X5 Group Мария Подкопаева. – Что касается наличия или отсутствия сертификации – пока это остается на выбор производителя, у нас есть процесс сертификации наших собственных торговых марок (стм), например органическим сертификатом, потому что для нас это возможность дифференциации наших стм на полки для покупателя. Хочет воспользоваться такой возможностью или нет, производитель решает самостоятельно.

ОПЫТ БИЗНЕСА – НЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

– Лесную политику мы внедряем уже не первый год, на сегодняшний день мы достигли уровня внедрения лесных сертификаций порядка 89% по всем товарам, где используется древесина – все эти товары мы идентифицируем и отслеживаем внедрение лесной политики, – рассказал директор компании по товарным закупкам Дмитрий Тимошенко. – После ухода международных систем наши требования нисколько не снизились. По обратной связи от участников рынка мы пересмотрели лесную политику на соответствие нормам российского права, и в этом году мы уже сотрудничаем с 4 системами отечественной лесной сертификации. Вызов, с которым мы сегодня столкнулись – отсутствие взаимодействия между различными органами сертификации. К примеру, возьмем деревянную дверь – у нее есть несколько составляющих: МДФ, древесина и так далее. И мы видим, что разные компоненты сертифицированы разными органами, поэтому наша основная задача на сегодня – всех подружить и начать говорить на одном языке.

По словам спикера, с этого года в тендерные отборы, как один из параметров, включено соответствие лесной политике.

– Скажем честно, мы пока не останавливаем закупки у тех компаний, у которых нет сертификата, – сказал он. – Но при этом у партнеров, у которых пока сертификации нет, есть планы по ее внедрению сертификации, и мы с этим довольно плотно работаем.

ОПЫТ «МАГНИТА»

– В 2024 году мы обновили политику в области ответственности по поставкам ПАО «Магнит» и внедрили в него блок по зеленым закупкам, – рассказал руководитель по экологическим проектам управления по устойчивому развитию розничной сети «Магнит» Эдуард Костенко. – Впервые в этот блок были внедрены требования по лесной сертификации. В целом мы прописали для наших партнеров, что для закупок бумажной продукции или продукции из древесины действует норма по сертификации российской или международной системы лесной сертификации, поскольку у нас, в том числе, есть международные закупки.

Спикер уточнил, что данная норма распространяется, прежде всего, на закупки для нужд компании, включая торговое и рекламное оборудование.

– Что касается возможности внедрения принципов ответственного лесопользования в упаковке тех товаров, которые мы размещаем на полку, то тут необходимо быть осторожными, поскольку компания не может внедрять такое требование, как обязательно для наших поставщиков, – дополнил Эдуард Костенко. – Однако мы готовы поработать такие вопросы в рамках собственных производств и собственных товарных марок при условии доступности такого сырья на рынке.

ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ

Компания «Сыктывкарский ЛПК» была одной из первых в России, кто получил сертификат добровольной лесной сертификации в 2003 году.

– Добровольная лесная сертификация позволяет лаконично, без переводчиков на всех языках мира, показать покупателю, что производитель является ответственным, –

подчеркнула начальник отдела сертификации и экологии службы лесопользования «Сыктывкарского ЛПК» Марина Королева. – Когда в 2023 году из России ушли системы FSC и PFC, мы потеряли такую возможность. Наша компания приняла решение не снижать планку своей высокой ответственности: экологической, экономической и социальной. Сначала мы создали свои собственные внутренние стандарты, которые, по сути, закрепили те требования, которые мы уже выполняли. Далее мы поняли, что для покупателя все равно важно подтверждение внешней, третьей стороны. Причем, важно, кто является этой третьей стороной. То есть важна репутация держателя системы, органов по сертификации, система их аккредитации. Она должна вызывать доверие и быть надежной. Очень приятно, что система имеет как российский законодательный уровень, так и международный уровень. Те требования, которые раньше предъявляли международные покупатели, присутствуют. Мы можем применять свой опыт, развивать его и демонстрировать клиенту, что очень важно. У системы есть очень красивый и лаконичный логотип, который наряду с действующим сертификатом продемонстрирует покупателю ответственность производителя.

Марина Королева.

Марина Королева.

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

ЗАПРОС НА ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РАСТЕТ

Как к добровольной лесной сертификации относится ведущий производитель упаковки из лесной продукции, рассказала директор по маркетингу и коммуникациям компании «Упаковочные системы» Елена Шуляк.

Елена Шуляк

Елена Шуляк

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

– Для нас, как для компании, которая должна и хочет сертифицироваться, важно иметь единую систему сертификации с максимально широким распространением, – объяснила Елена Шуляк. – Наличие нескольких систем сертификации означает достаточно серьезную нагрузку на производство и может повлечь за собой увеличение себестоимости выпускаемой продукции. Этого допускать ни в коем случае нельзя и не хочется. Мы видим, что запрос на экологичность упаковки у потребителя растет, это немедленно отражается в тех требованиях, которые выдвигает ритейл. Мы это понимаем, и нам тоже хотелось бы видеть такой знак на своей упаковке. Но, чтобы это было возможно, опять же, важно, чтобы была некая единая система сертификаций с максимально широким распространением, дальше уже дело за нами. Мы хотим и готовы ставить знак на упаковку и помогать делать его узнаваемым.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts