Тында. Как сейчас живёт столица БАМА

Тында - столица БАМа

Тында – столица БАМа

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Уже 50 лет «Комсомольская правда» рассказывает читателям про БАМ. Мы писали о трудовых подвигах и свадьбах на рельсах. Даже снаряжали в тайгу собственные агитпоезда — знаменитый «Красный эшелон».

А как живет и развивается БАМ сегодня? В год полувекового юбилея магистрали мы, при поддержке РЖД, отправились в путешествие через полстраны, чтобы посмотреть, что происходит с грандиозным проектом сейчас, и пообщаться с бамовцами разных эпох.

Начало — здесь:

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

Часть 5.

Часть 6.

Часть 7.

СЕРП, МОЛОТ И ТРОИЦА

У каждой станции БАМа был свой регион-шеф. Тында задумывалась как столица магистрали, поэтому строительством и развитием города занималась Москва. Из Амурской области даже планировали выделить отдельную область, центром которой стала бы Тында. В 80-х и 90-х годах здесь работало управление БАМа. Были построены огромные локомотивные депо, до сих пор способные обслуживать половину работающих на магистрали тепловозов. Город проектировался так, чтобы разместить 250 тысяч жителей.

Сейчас эти масштабы сложно представить, глядя на симпатичный, но крошечный городок на 30 тысяч жителей. Во время СССР его население выросло до 70 тысяч, а потом уменьшилось более чем в 2,5 раза. Но здесь до сих пор ощущается столичный дух. Широкие улицы, московские планировки квартир. Есть свои небоскребы — ряд 16-этажек на улице Красная Пресня.

Тында задумывалась, как столица БАМа. Чем ни Москва?

Тында задумывалась, как столица БАМа. Чем ни Москва?

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Тында — в буквальном смысле город-перекрёсток, расположенный на пересечении Большого и Малого БАМов. Малым БАМом называлась линия, идущая от Транссиба на север, в Якутию. Сейчас это АЯМ — Амуро-Якутская магистраль, её протяженность около тысячи км.

Большой БАМ тоже можно — условно, конечно, — поделить пополам. К западу от Тынды дорогу строили комсомольцы, и их подвиги гремели на весь Союз. А на востоке над созданием магистрали трудились в основном бойцы железнодорожных войск, приложившие столько же усилий, но не получившие особого «грома аплодисментов». Подробнее об их работе расскажет дневник одного из бамовцев в погонах — читайте его в документальном проекте РЖД.

К 50-летнему юбилею БАМа Тында прихорашивается. Она всё ещё считается главным городом магистрали. Стены домов украсили праздничные муралы с изображением поездов и комсомольцев. Городские службы начистили памятник в виде гигантского серпа и молота, стоящий — вот они, курьезы нашей богатой истории, — аккурат напротив собора Святой Троицы.

К юбилею БАМа Тында прихорашивается

К юбилею БАМа Тында прихорашивается

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Идут работы на площади перед железнодорожным вокзалом и драмтеатром, на Красной Пресне и везде, куда могут заглянуть важные гости. Собираются открыть новый памятник в честь строителей БАМа. Говорят, на праздничный концерт приедет Киркоров. В городе смеются: раньше звали — не приезжал. А теперь вот едет — ударным концертным трудом пытается прикрыть хлопающую на ветру «не ту дверь».

СТРОИЛА ТУПИКИ

Зимой в драматическом театре Тынды спектакли идут каждую субботу. А в начале лета в культурной программе — прежде всего, отчётные выступления детских театральных и концертных студий, таких как «Россияне», «Феерия» и «Ровесники БАМа». Детских кружков в городе много: музыкальные, танцевальные, спортивные. Обходя груды приготовленной для укладки дорожной плитки — тоже к юбилею, — я захожу в театр. Сейчас там пусто.

Гардеробщицей в театре работает 70-летняя Татьяна Алексеевна Шкуринова. Она на БАМе с самого начала — с 74-го года. Работала путейцем, строила тупики. Полезное дело. Когда наш журналистский вагон делает остановку, его отцепляют и откатывают в тупик, чтобы не мешал проходящим поездам.

Ветеран БАМа Татьяна Алексеевна Шкуринова

Ветеран БАМа Татьяна Алексеевна Шкуринова

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

— Я приехала сюда, когда мне было 20 лет. И уже полвека здесь, — рассказывает Татьяна Алексеевна. — Раньше жизнь была интересная. Семьями дружили. Квартиры никогда не закрывали на замки.

Шкуринова родом из Ярославля. Иногда ездит туда в отпуск. Но признаётся: поедет, порадуется, а через пару недель уже тянет обратно — в Тынду. Здесь у неё хорошая квартира, в которой тепло даже суровой зимой. Рядом живут дети. И в целом город для жизни удобный, не хуже Москвы. Есть свой район Сокольники, есть БАМовский Арбат. Хорошие парки, магазины, физкультурно-оздоровительный комплекс, а ещё — самая длинная скамейка в Амурской области. 200 метров, БАМовские масштабы. В каком-то смысле эта изогнувшаяся лентой дизайнерская скамейка и есть символ магистрали.

Железнодорожный вокзал Тынды

Железнодорожный вокзал Тынды

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ ТЫНДЫ

Визитная карточка Тынды — её железнодорожный вокзал. Здание построено в форме белого лебедя. В 1984 году на международном конкурсе в Софии этот архитектурный проект получил бронзовую медаль. Через два года вокзал был открыт. Он — один из самых высоких в России. Высота двух его башен-близнецов — 48 метров. Между башнями зажат чёрный «клюв» — пост дежурного по станции, управляющего процессом перевозки.

Начальник вокзала — Юлия Манжура. Она родом из Волгоградской области, приехала в Тынду 20 лет назад.

Начальник железнодорожного вокзала Юлия Манжура

Начальник железнодорожного вокзала Юлия Манжура

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

— Меня называют хозяйкой белоснежной птицы, — шутит она.

О своей работе Юлия говорит так:

«Нужно любить пассажиров, относиться к ним, как к гостям. Не для каждого путешествие в удовольствие, для многих это стресс. Представьте: от Москвы до Тынды ехать 7 дней! Хочется как-то облегчить им жизнь».

Вокзал Тынды украшен картинами, рассказывающими о строительстве БАМа. Скамейки по-модному оборудованы розетками под гаджеты. Есть интерактивная стойка, где пассажиры выбирают маршрут или задают вопросы. Сама Юлия иногда подходит к ожидающим на вокзале и спрашивает, всё ли у них в порядке. Старается помочь.

Ж/д вокзал Тынды: история и современность в одном месте

Ж/д вокзал Тынды: история и современность в одном месте

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

— В Волгоградской области арбузы, виноград. А здесь, в тайге, что? Только шишки кедровые! Не жалеете, что переехали? — в шутку интересуюсь у неё.

— С обеспечением у нас проблем нет. Арбузы и дыни ещё быстрее появляются, потому что Китай рядом, — отвечает она. — Единственное, к чему не привыкла за 20 лет, — это холод. Но я одеваюсь теплее. А вообще, здесь солнце сильное. Я хоть южная девчонка, но первый раз в жизни сгорела именно здесь, на БАМе.

Паровоз на площади у вокзала

Паровоз на площади у вокзала

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

УЕЗЖАТЬ ИЛИ НЕТ

Вера Лазукина тоже работает на вокзале Тынды. Не начальником, а простым маляром. Работа ей нравится. Потому что это не просто вокзал, а лебедь. Сегодня белый, а завтра может поменять свой окрас. Сейчас у лебедя внизу появилась красная полоса.

— Раненый? — удивляюсь я.

— Здоровый! Просто решили сделать его в корпоративных цветах РЖД, — смеется Вера.

Заниматься мелким ремонтом вокзала и привокзальной территории ей не скучно. Время позволяет заодно заниматься и профсоюзной работой — Вера распределяет путёвки для сотрудников. Можно отдохнуть и в Тынде, но многие предпочитают лететь на Черное море, тем более что железная дорога оплачивает авиабилет.

— Люди возвращаются обратно из отпуска? — спрашиваю её.

— Большинство жителей покидать город не хочет. Даже съездив в отпуск, многие говорят: у нас люди лучше, добрее, приветливее. А природа какая: леса, горы! Смотришь — и завораживает.

Вера Лазутина — человек влюбленный в свою работу, свой город

Вера Лазутина — человек влюбленный в свою работу, свой город

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

Сама Вера ездила с семьёй на экскурсию в Москву и Петербург. Говорит, больше устали, чем отдохнули. Огромные расстояния, суета мегаполисов. То ли дело дома!

Хотя молодёжь всё-таки уезжает. Поступает на учёбу и устраивается в других городах. Поэтому в Тынде сейчас думают, как её удержать. Открывают спортивные площадки и клубы. Организовывают горные и водные походы. Расширяют возможности учебных центров при железной дороге.

Об этом я расспрашиваю Наталью Чиботарь, председателя Совета молодежи Тындинского региона:

— Исторически БАМ — молодежная стройка. Как нынешняя молодежь участвует в его развитии?

— Почти вся местная молодежь идёт работать на железную дорогу. В Тынде это градообразующее предприятие. Эта работа даёт статус и хорошую зарплату, — рассказывает Наталья.

— Насколько хорошую?

— От 30 тысяч для начинающих до 300 для серьёзных специалистов, руководителей.

СУМАСШЕДШИЕ ИДЕИ

На постоянно обновляемом БАМе уже сейчас работают строительные отряды, полностью собранные из молодежи. Наталья Чиботарь считает, что приток нового поколения позволяет железной дороге развиваться. За счёт того, что молодые мыслят иначе и у них есть «сумасшедшие идеи».

Наталья Чиботарь, председатель Совета молодежи Тындинского региона

Наталья Чиботарь, председатель Совета молодежи Тындинского региона

Фото: Григорий КУБАТЬЯН. Перейти в Фотобанк КП

— Например, какие? — с осторожностью интересуюсь я. Если что-то уже работает, то может, лучше воздержаться от сумасшедших идей?..

— Например, мы с ребятами подали заявку, чтобы сделать экскурсионный вагон, посвященный 9 Мая. Такой вагон будет в каждом поезде. Чтобы люди не просто в купе скучно сидели, чай пили, а зашли в вагон, а там — бах! — экскурсия. Необязательно в честь 9 Мая, можно на другие темы сделать. И смотреть, выгодно это или нет.

— То есть в пару к вагону-ресторану будет вагон-музей? А как он будет зарабатывать?

— Сувенирной продукцией от РЖД.

Хорошо, что юные БАМовцы не догадались предложить руководству вагон-казино!

С другой стороны, почему бы, действительно, не появиться в поезде клубному вагону, куда можно прийти, чтобы прочитать книгу, сыграть в шахматы, подтянуться на турнике, посмотреть познавательный фильм про БАМ? Всё-таки 7 дней до Москвы сидеть в купе — это долго. Пусть молодые дарования фантазируют, глядишь, дорога веселее пойдёт.

Но и мне скучать некогда: пора отправляться дальше на восток.

Реклама ОАО “РЖД” ИНН 7708503727 erid: LjN8K7Nji

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts